Одними процентами


“Бизнес должен быть транспарентным. Будь то эффективная ставка или показатель доли проблемных кредитов”, – убежден президент “Хоум Кредит энд Финанс Банка” Евгений Бернштам. Банки будут раскрывать ставку не только из-за требований регулятора, но и в рамках конкурентной борьбы. Правда, она неминуемо будет отражать уровень затрат при работе на этом рынке, убежден Бернштам.

Ежемесячные комиссии могут обеспечивать банкам более половины доходов от потребительских кредитов. Зачастую они вызывают недовольство не только заемщиков, но и регулятора. Сперва ЦБ совместно с Федеральной антимонопольной службой начали составлять белый список банков, достоверно информирующих потребителей о всех комиссиях. Затем ЦБ подготовил документ, согласно которому использовать упрощенный порядок создания обязательных резервов под потребкредиты смогут только те банки, которые проинформировали заемщика о реальной ставке. А Роспотребнадзор тем временем в судах доказывает незаконность обязательных комиссий.

Впрочем, все это вскоре может уйти в историю. “Комиссии были нужны на определенном уровне развития рынка”, – признался на прошлой неделе “Прайм-ТАСС” Дмитрий Левин, предправления банка “Русский стандарт” – пионера и крупнейшего участника рынка потребкредитования. Уже сейчас, по словам Левина, лишь 10% выданных кредитов предусматривают дополнительные ежемесячные платежи. Правда, сколько они приносят банку доходов, Левин не уточнил. Зато он признал, что клиенты стали активно пользоваться новым продуктом “Русского стандарта” – кредитом “Просто 36%”. И впредь банк намерен ориентироваться на кредиты с чистой ставкой, т. е. исключающие наличие скрытых комиссий. Вчера, например, банк сообщил о запуске новой программы автокредитования без ежемесячных комиссий. На сей раз под 23,5% годовых.

Тогда конкурировать станет проще, ведь ценовые предложения банков станут более понятными для клиентов, убежден управляющий директор розничного блока Банка Москвы Александр Шерстюков. А публичные споры о завышенных комиссиях формируют негативный имидж банков в глазах заемщиков, от которого могут пострадать не только кредитные организации. Ведь потребкредитование стимулирует дополнительный спрос и, как следствие, экономический рост, отмечает Шерстюков.

Многие комиссии, которые сейчас берут банки, не характерны для развитых стран и являются чисто российским изобретением, отмечает вице-президент Ситибанка Михаил Бернер. Отказ от них свидетельствует о том, что рынок становится более зрелым, отмечает Бернер.

После введения с июля, по сути, обязательного декларирования эффективных ставок популярность экспресс-кредитования упадет, соответственно, снизится и доля невозвратов, полагает директор финансового департамента Бинбанка Алексей Китаев. Возможно также и увеличение невозвратов по ранее выданным ссудам из-за осознания заемщиком реальной стоимости полученного кредита и протестного поведения, предупреждает Китаев.

Перейти к оперированию единой ставкой первопроходца вынуждает и растущая конкуренция со стороны тех, кто уже давно работает таким образом, отмечает первый зампред правления Собинбанка Игорь Дуда. А запуск таких продуктов заодно и маркетинговая акция, полагает он.