Романтичный Принс


Ее затраты растут более высокими темпами, чем выручка, и это вызывает недовольство как внутри Citigroup, так и за ее пределами. План, который скорее всего приведет к сокращению штата компании на 15 000 рабочих мест, призван стимулировать рост ее стагнирующих котировок акций.

Операционный директор Citigroup Роберт Друскин, который руководит работой над составлением плана, должен до конца недели представить его коллегам. А акционерам он будет представлен накануне годового собрания в середине апреля вместе с финансовыми результатами I квартала.

Хотя план еще в работе, уже известно, что Друскин задумал уменьшить гигантский штат Citigroup (в компании работает около 327 000 человек) примерно на 5%.

Сокращение будет проходить в том числе за счет закрытия вакансий уходящих на пенсию сотрудников – таких в год набирается 30 000–50 000 – и может коснуться в равной степени всех 8100 отделений компании примерно в 100 странах мира.

Строгий араб

Пытаясь вдохнуть новую жизнь в Citigroup, Принс вынужден балансировать. Если он начнет сокращать персонал слишком резко, рост его банковского бизнеса может притормозить. Ему необходимо расширять международную сеть офисов, для того чтобы добиться поставленной ранее цели – увеличить долю выручки от зарубежных подразделений до 60% вместо нынешних 44%. Но если Принс будет слишком осторожен, он может вызвать недовольство влиятельных акционеров.

Во времена, когда компанией управлял его предшественник Сэнди Уэйл, акции Citigroup были обязательны для любого инвестиционного портфеля. С 1999 г. – а компания появилась в 1998 г. – ее котировки выросли с $23 до $46 в сентябре 2003 г., когда пост гендиректора занял Принс.

За минувший год цена акций Citigroup выросла на 8,3%, в то время как акции конкурентов дорожали сильнее: у J.P. Morgan Chase – на 15,4%, а у Bank of America – на 10,7%.

Крупнейший частный акционер компании – саудовский принц Аль-Валид бин Талал прошлым летом потребовал драконовских мер от менеджмента для сокращения затрат. В начале этого года Принс лично поехал в Саудовскую Аравию, чтобы встретиться с принцем. После того как они обсудили в Эр-Рияде перспективы банка, принц сделал заявление о своей “уверенности в сильной позиции Citigroup”.

Под крылом Уэйла

Работа в кризисной ситуации всегда была коньком 57-летнего Принса. Сын простого калифорнийского строителя в молодые годы мечтал стать музыкантом, но предпочел карьеру юриста. Поработав некоторое время в US Steel, он стал юристом финансовой компании Commercial Credit Co, которую в 1986 г. купил Сэнди Уэйл.

С тех пор Принс стал доверенным лицом Уэйла, сумевшего за несколько лет сколотить крупнейшее финансовое предприятие планеты, стоимость которого сейчас превышает $250 млрд. Когда после кризиса на фондовом рынке в 2001 г. Citigroup погрузилась в пучину проблем, в том числе юридических, Уэйл возложил надежды на ее спасение именно на Принса. Проработав всего год операционным директором, Принс уже в 2003 г. стал ее гендиректором, а с прошлого года, после отставки Уэйла, – еще и председателем совета директоров.

По сравнению с теми временами нынешние трудности компании кажутся не столь существенными. Однако многие инвесторы расстроены тем, что Принс зарабатывает для них гораздо меньше прибыли, чем Уэйл.

В прошлом году расходы банка достигли $52 млрд – на 15% больше, чем в 2005 г. Этот рост затмил значительный рост выручки – на 7%.

Рост расходов был вызван главным образом открытием новых отделений и покупкой дорогостоящих технологий. Агрессивное расширение присутствия в Азии и Латинской Америке привело к тому, что затраты международного розничного дивизиона выросли на 18% до $11,2 млрд. Свою лепту внесло и инвестиционное подразделение, расширявшее штат. Также выросли затраты на юридическое обслуживание.

Принс считает, что как раз в инвестиционном подразделении компании образовались излишние управленческие звенья. Citigroup наняла консультационную фирму Mercer Oliver Wyman, которая должна проанализировать структуру управления компанией на предмет возможных сокращений.

Вон из Нью-Йорка

Между тем Citigroup сейчас оценивает возможность покупки голландского ABN Amro Holding, если другой потенциальный покупатель – британский Barclays, готовый выложить до $80 млрд, – не преуспеет. Внутри Citigroup многие топ-менеджеры выступают за покупку. Но это решение, которое должно быть принято в течение ближайших недель, сведет на нет все усилия Принса по сокращению затрат.

Когда Принс впервые объявил в декабре прошлого года о намерении разработать план реструктуризации, на рынке царили довольно пессимистические ожидания. В этом году ожидается значительный рост дефолтов по потребительским кредитам, что приведет к сокращению прибылей банков. Это заставляет всех банкиров – и крупных, и мелких – заняться сокращением затрат, чтобы минимизировать урон от ожидаемого падения доходов.

Один из вариантов реструктуризации – ликвидация промежуточных звеньев в розничном секторе. Друскин также выступает за более эффективное использование недвижимости и за перевод персонала из дорогих городов в те, где недвижимость обходится дешевле. Этот процесс уже начался. Citigroup продает свой 11-этажный офис в Манхэттене и собирается перевести около 1500 сотрудников в новый офис в Джерси-Сити, штат Нью-Йорк.

Сразу после объявления о начале работы над планом котировки акций компании подскочили на 5%, но с тех пор опять снизились. “Когда мы увидим возврат наших инвестиций? – задается вопросом Антон Шутц из Burnham Financial Services Fund. – Почему эти ребята тратят так много и так неразумно?” По его мнению, вопрос о том, как компания собирается сокращать затраты, является “приоритетом № 1” для всего рынка.

Трудоголик

Сторонники Принса полагают, что он блестяще справился со своей главной задачей – избавил Citigroup от проблем, которые ей оставил Уэйл, и подготовил компанию для стабильного роста в XXI в.

Один из его бывших коллег говорит, что Принс – “трудоголик, чей ответ на любую возникающую проблему – увеличение рабочего дня”. Сам Принс с подобным утверждением согласен. “Я всю свою жизнь был трудоголиком, – заявил он однажды студентам Нью-Йоркского университета. – Моя работа длится 24 часа в сутки семь дней в неделю, и у всех, кто работает со мной, такой же график”.

В 2003 г. Принс вторично женился – на Пегги Волф, работающей юристом в Skadden. По его словам, им всегда невероятно трудно найти время для себя. “Однажды мы отправились на уикенд в Калифорнию, и я даже выключил свой BlackBerry! – рассказывает Принс. – Правда, я должен признаться, что моя жена свой BlackBerry не стала выключать. Но я не расстроился. Я просто более романтичен”. (WSJ, FT)