Из-под осколков


Нельзя сказать, что идея собственного бизнеса свалилась на молодых инвестбанкиров Стивена Тернера, Рэндалла Уинна и Нила Голдмана с неба. Скорее она родилась в муках. Тернер несколько лет проработал в инвестиционном банке Bear Stearns, где рабочий день кончался за полночь. Уинн начал карьеру в инвестбанке Goldman Sachs, а затем многие годы работал в частной инвестиционной компании Saunders Karp & Megrue. Они, как никто другой, знали, что в крупных инвестбанках самые простые задачи часто превращаются в головную боль. Чтобы составить список потенциальных покупателей для одной компании, приходится тратить время и деньги, много и тяжело работать, не спать ночами, едва ли не колдовать. Кажется, никому не приходило в голову собрать всю значимую информацию и создать инструменты для быстрого и эффективного анализа. “Наша работа была сплошным кошмаром. Поэтому мы решили облегчить себе и коллегам жизнь”, – вспоминает Тернер.

Еще начинающие предприниматели заметили, что крупные инвестбанки не хотят связываться с продажей мелких компаний – плата за подобные услуги была неприемлемо низкой. Создавалась неприятная ситуация: банки часто теряли клиентов, которые пользовались их услугами в других сферах.

Друзья решили создать компьютерные программы для быстрой работы с небольшими сделками. Тогда крупные банки смогли бы избавиться от мелкой, изнурительной работы и в то же время сохранить клиентов. “Первоначально идея была такова: давайте нажмем кнопку компьютера и посмотрим, кто способен стать лучшим инвестором или покупателем для определенной компании, а всю остальную работу сделает программа”, – рассказывает Уинн.

Именно так до сих пор и работает Capital IQ. Если вы хотите продать шоколадную фабрику в Бельгии, программа предоставит вам контактную информацию по потенциальным покупателям и уровень их заинтересованности в покупке. Параметры поиска могут быть разными – например, назначение финансового директора или объем денежных потоков.

Когда же предприниматели, вооруженные прототипом подобного инструмента, стали искать первых клиентов, они рассказывали о нем неохотно.

Причиной была первая реакция потенциальных клиентов. “Мы думали взять на себя часть их работы, а они всего лишь хотели купить нашу программу. Мы отнекивались, пытались объяснить, что мы – инвестиционный банк и хотим обрабатывать сделки, а не продавать то, что сделали сами”, – говорит Тернер. Но никто не желал вкладывать деньги без согласия на продажу программы, и у компаньонов просто не осталось выбора. Приняв требования инвесторов, они получили $30 млн у консорциума банков, в который входили Credit Suisse, Merrill Lynch и J.P. Morgan.

Прошло примерно два года, и идея открыть инвестиционный банк была забыта. Вся деятельность компании свелась к разработке программы, которая все еще находилась в фазе тестирования. Готовясь к запуску новой платформы, Capital IQ тратила примерно $1 млн в месяц, но 11 сентября, за две недели до релиза программы, их офис, расположенный напротив Всемирного торгового центра, был разрушен.

Никто из сотрудников не пострадал, но окна, которые выходили на торговый центр, разбились вдребезги. Весь пол на расстоянии метра от окон был завален осколками. Под ними оказался и компьютер с программами, выпуск которых был намечен на конец сентября.

За полгода компаньоны сменили девять офисов. Чтобы остаться на плаву, умерили личные запросы и на треть сократили персонал. “Нам пришлось уволить 38 человек. Это был худший день в нашей жизни”, – вспоминает Стив Тернер. Пришлось пригласить специалистов из ФБР, чтобы в груде мусора найти жесткий диск компьютера. Программы удалось восстановить, но планы компании претерпели значительные изменения.

“Пара лет ушла на то, чтобы сориентироваться в новой ситуации, – вспоминает Рэнди Уинн. – Мы собрали волю в кулак, много работали и не обращали внимания на препятствия”. После трагедии сфера инвестиционного банкинга находилась в глубоком кризисе. “Когда программа наконец-то была готова, мы пытались продать ее людям, которых только что уволили. Мы были не сильны в продажах. Мы много работали, были злы на весь мир и разговаривали свысока. А так клиентов не найдешь”, – рассказывает Тернер.

Пришлось признать ошибки и нанять двух опытных специалистов по работе с клиентами. Неформальным лозунгом компании стала фраза: “Мы сделаем вашу работу более эффективной”. Бизнес сдвинулся с мертвой точки. К 2004 г. у компании было уже 900 клиентов, в том числе самые могущественные компании с Уолл-стрит.

А Capital IQ только начала приносить прибыль, источником которой стала продажа подписки на размещенные в Интернете базы данных. Система собирала информацию о частных и публичных компаниях, позволяя банкирам, покупателям и инвесторам в полной мере использовать доступную информацию. Несомненно, у системы есть масса достоинств, но компания ни капли не была похожа на инвестиционный банк.

“Мы все сделали черт знает как, – рассказывает Тернер об эволюции компании. – Я до сих пор удивляюсь, как у нас что-то получилось. Открывая компанию, мы, как порядочные люди, хотели заниматься инвестбанкингом. А теперь мы продаем базы данных. Это довольно неожиданно для нас самих”.

Тернеру и Уинну под сорок. Они вечно спешат, не блещут манерами, зато ценят хороший юмор.

Их первый успех привлек внимание потенциальных покупателей. Самое выгодное предложение было сделано рейтинговым агентством Standard & Poor’s. Оно располагало обширной базой данных, но не имело удобной интернет-платформы для работы с клиентами. Компаньоны много и ожесточенно спорили, но в итоге согласились на сделку. “Особого выбора не было: все или ничего. Мы занимали перспективную нишу, и это было замечательно, но мы понимали, что долгосрочной перспективы у нас нет: или крупная компания поглотит нас, или придет и просто вытеснит с рынка”, – рассуждает Тернер.

Несколько лет назад Голдман вышел из дела и открыл собственную компанию, а Тернер и Уинн продолжают работать в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s, которое принадлежит корпорации McGraw-Hill.

Средний возраст персонала Capital IQ – 27 лет. Это помогает сохранить ощущение смелой и напористой технологической компании. Но не стоит забывать, что сегодня в Capital IQ 2500 сотрудников и фирма является подразделением крупного рейтингового агентства. Став сотрудниками крупной компании, Тернер и Уинн умудрились не растерять былого энтузиазма. “Особой разницы я не чувствую. Конечно, офис у нас теперь поудобнее и кофе-машина получше. Но мы все равно ходим на работу в футболках и выкладываемся на все 100%. Мы не изменили себе”, – говорит Тернер. (FT, 1.05.2007, Полина Михалева)