Фумигация без конкуренции


ФАС возбудила в отношении Россельхознадзора дело о нарушении закона о защите конкуренции. Его действия приводят или могут привести к ограничению конкуренции, к наделению компаний функциями и правами федерального органа, говорится в заявлении ФАС. На Россельхознадзор пожаловались компании, занимающиеся обеззараживанием подкарантинных объектов и продукции, сказал “Ведомостям” замруководителя ФАС Андрей Цыганов. От них чиновникам стало известно, что теруправления Россельхознадзора предписывают им пользоваться услугами организаций ведомства. ФАС рассмотрит дело 5 июня.

Обеззараживание (фумигация) – это окуривание сельхозпродукции специальными веществами для уничтожения живущих в ней вредителей. Этим занимаются подведомственные Россельхознадзору Республиканский фумигационный отряд (ФГУП РФО) и Всероссийский НИИ по карантину растений (ФГУ ВНИИКР), несколько частных компаний. Складские помещения, в которых хранятся зерно и продукты его переработки, подлежат обеззараживанию не реже раза в год. Годовой объем рынка фумигации директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько оценил примерно в $20 млн.

Россельхознадзор материалов дела пока не получил. Правительство обязало Россельхознадзор заниматься обеззараживанием, говорит представитель Россельхознадзора Алексей Алексеенко. Для выполнения этой функции созданы сеть лабораторий и 15 филиалов, говорит он. Ограничивать конкуренцию на рынке обеззараживания невозможно, поскольку сама же ФАС в октябре 2006 г., рассматривая обращение ФГУП РФО, решила, что обеззараживание “не может быть рассмотрено как товар <...> и образовывать товарный рынок”, подчеркивает Алексеенко.

Россельхознадзор обязан заниматься обеззараживанием, но у него нет монополии на это, замечает источник, знакомый с этим рынком. Обеззараживанием могут заниматься и частные компании. Конкуренция на этом рынке есть, а выбор государственной или частной компании зависит от предложенных ими условий, говорит гендиректор Международной зерновой компании Юрий Огнев.

ФАС следит, чтобы ведомства не монополизировали рынки, где развитие конкуренции целесообразно, говорит Цыганов: “Сейчас на рассмотрении находится аналогичное заявление в отношении Роспотребнадзора и его лабораторий”. Сельхозслужба уже получала похожие претензии. В ноябре 2006 г. Россельхознадзор отказался аккредитовать четыре сюрвейерские компании в качестве органов по сертификации. ФАС предписала службе сделать это за три месяца, Россельхознадзор опротестовал решение в суде.

Госструктуры усиливают позиции за счет экспансии подведомственных организаций на рынки, а ФАС – за счет сдерживания этой экспансии, констатирует эксперт Центра политических технологий Алексей Макаркин. Когда экспансия госоргана совпадает с политическими интересами государства, ФАС закрывает глаза, но с продвижением ведомственных интересов она борется эффективно, отмечает он.