Инфраструктура США в упадке


США находятся на пороге транспортного кризиса, а неспособность своевременно отреагировать на эту проблему может подорвать конкурентоспособность экономики, полагают авторы доклада “Инфраструктура-2007: глобальная перспектива”. “В какой-то момент система просто встанет”, – говорит Дэйл Энн Рейсс, руководитель департамента недвижимости Ernst & Young и вице-президент вашингтонского Института городского землепользования.

Транспортом инфраструктурные проблемы США не ограничиваются. В 2005 г. американское общество инженеров сочло неудовлетворительным состояние еще и линий электропередачи, гидротехнических сооружений, канализации и водопроводов. На содержание и восстановление объектов инфраструктуры США до 2010 г. потребуется дополнительно $1,6 трлн, говорится в докладе. А неспособность принять своевременные меры приведет к новым катастрофам, подобным прорыву дамбы в Новом Орлеане во время урагана “Катрина” в 2005 г. Сейчас США тратят на содержание инфраструктуры лишь 0,93% ВВП, или $112,9 млрд в год.

В развитии скоростного общественного транспорта США отстают от многих развитых и некоторых развивающихся стран. В Японии построено около 2000 км высокоскоростных железных дорог, Китай ведет строительство таких дорог на 2500 км. А в США есть лишь 300 км скоростных дорог, строительство новых не планируется.

Некоторые штаты развивают инфраструктуру. Калифорния потратит в текущем финансовом году на капстроительство $37 млрд, из них $20 млрд – на транспортные объекты, $4 млрд – на дамбы, $3 млрд – на строительство дешевого жилья. Но финансируются эти расходы за счет растущего долга, на обслуживание которого тратится 6% доходов штата.

В других частях страны проблема усугубляется. Чикаго на приведение в порядок городского метро необходимо $6 млрд, на ремонт и замену крупного нью-йоркского моста Таппан Зи может понадобиться $14,5 млрд. В Атланте, если не принять мер, средняя продолжительность поездки на автомобиле в час пик вырастет к 2030 г. на 75%.

Недостаточность расходов на инфраструктуру вызвана боязнью политиков повышать налоги, но в перспективе непопулярные меры неотвратимы, говорится в докладе. Вторая рекомендация – привлекать частные инвестиции в инфраструктуру. В Европе частные инвестфонды – все более важный источник средств для строительства платных дорог, мостов и туннелей. К тому же США еще поощряют использование личного автотранспорта, а другие страны ищут ему замену. В 2000 г. на 1000 американцев приходилось 750 автомобилей, а на 1000 англичан – 500. Если личные авто останутся единственным распространенным средством передвижения, не хватит никаких инвестиций в инфраструктуру, говорится в докладе. (WSJ, 9.05.2007, Василий Кашин)