Черно-белая лирика


Выставка “Итальянская фотография 1930–1970-х” собрана на основе коллекции Массимо Прельца. Показаны работы 13 фотографов, имена которых не на слуху. В отличие от французской и американской, итальянская предвоенная и послевоенная фотография больших международных звезд не зажгла, да и в показанной частной коллекции шедевров нет. Но нет и бессмысленных снимков, в каждом осознанно поставлены и решены художественные, психологические или социальные задачи.

После войны вся артистическая Италия находилась в эстетическом поиске, напыщенный муссолиниевский классицизм пришлось забыть, а взамен создать новый образ страны, ее эстетику, выражавшую национальную идею. Опыты, сопровождавшиеся дискуссиями, ставились в архитектуре, дизайне, кинематографе, моде и в конце концов вывели страну не только из идейного, но и из экономического кризиса.

Следы этого поиска легко обнаружить на выставке. Снимки для нее подобраны с большим вкусом и выстроены логично: формальные опыты, пейзажи, портреты, повседневная жизнь. Одни сняты в эстетике неореализма, другие – под влиянием абстрактного искусства, третьи – для журналов о жизни или о моде – в стиле американской репортажной фотографии или лирической уличной парижской.

Но смотреть выставку приятно скорее всего оттого, что образы, запечатленные на снимках, кажутся знакомыми. Они из мира, сохраненного лучшим периодом итальянского кинематографа, и некоторые фотографии кажутся цитатами из фильмов неореалистов и Федерико Феллини, хотя и были сделаны раньше.

Песчаные прибрежные просторы с рядами пляжных кабинок, черные, как галочьи стаи, вереницы священников в сутанах и широкополых шляпах, изъеденные временем дома, грубые лица стариков и нежные – девушек-красавиц, одинокий велосипедист, голоногие мальчишки на улице, интеллектуалы с тлеющими сигаретами в холеных руках, выпавший снег – как чистое волшебство. Во всем этом много поэзии, ее итальянцы умеют находить в прозе жизни.