Трубка престижа


Общее количество трубок, проданных ритейлерами за все время существования сотовой связи в России, достигло в конце первого полугодия 139,4 млн, сообщает в своем исследовании “Евросеть”. Эту же цифру называет и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Количество проданных sim-карт превысило численность населения России (142 млн) еще в прошлом году.

Правда, в действительности как сотовых абонентов, так и используемых ими трубок значительно меньше. По оценке “Евросети”, реальных абонентов в России – 77,8 млн, по оценке MForum Analytics – 88 млн. Число реально используемых трубок сейчас составляет 80 млн, считают Муртазин и “Евросеть”.

После того как проникновение сотовой связи в России превысило 100%, продажи sim-карт существенно упали. По оценке “Евросети”, в первом полугодии 2007 г. было продано всего 20,5 млн sim-карт, на 21% меньше, чем в первом полугодии 2006 г. В “Евросети” считают, что за весь 2007 год ритейлеры продадут 43 млн карт – минус 15% к прошлому году.

А вот мобильные телефоны россияне по-прежнему охотно раскупают. Продажи трубок в первом полугодии 2007 г. снизились всего на 1,4% по сравнению с соответствующим периодом 2006 г. – до 13,32 млн. А по выручке рынок даже вырос на 8,8% до $2,82 млрд. Прогноз “Евросети” на год – 28 млн трубок (минус 4,5% к 2006 г.), прогноз Муртазина даже несколько выше – 29–30 млн. Но в деньгах продажи вырастут на 6% до $6 млрд, считает “Евросеть”. У Муртазина прогноз скромнее – $5,4–5,8 млрд.

Россияне готовы платить за сотовые телефоны все больше. Средняя цена трубки в первом полугодии 2007 г. составила $212 (плюс 11,5% к первому полугодию 2006 г.). Лучше всего раскупаются телефоны, стоящие $200–299 – во II квартале 2007 г. на них пришелся 21% продаж в штучном выражении. Агентство MForum Analytics подсчитало, что россияне тратят на сотовые телефоны не намного меньше, чем на услуги сотовой связи. В затратах московских абонентов на сотовую связь (трубка плюс услуги) телефон занимает 34%, в регионах – 43%. В Западной Европе этот показатель составляет всего 14%, в Японии и Южной Корее – 25%.

“Многие сейчас меняют телефон, доля реплейсмента в продажах составляет 74%”, – комментирует пресс-секретарь “Евросети” Очир Манджиков. Он добавляет, что при смене телефона люди, как правило, приобретают более дорогую и функциональную модель, поэтому растет средняя розничная цена.

Стремление к покупке дорогих трубок характерно для многих россиян, замечает пресс-секретарь Dixis Надежда Винникова. По ее словам, для многих мобильный телефон становится не просто средством связи, а показателем определенного статуса. Поэтому люди часто покупают навороченную модель в кредит. Средний россиянин приобретает новый мобильный раз в 19 месяцев, в то время как в Европе – раз в два года и реже, замечает Муртазин.

По мнению Муртазина, спрос на телефоны падать не будет и продажи сохранятся на уровне 30 млн шт. в год. Сегодня в России лишь 52% населения старше 18 лет имеют новый мобильный телефон, а еще 14% – подержанный, говорит руководитель “Цифрограда” Валерия Солок. Поэтому, считает она, потенциал роста рынка еще есть – и не только в денежном выражении. Манджиков добавляет, что определенные надежды на рост продаж в будущем связаны с развертыванием 3G-сетей и появлением мобильного телевидения.