ОРИЕНТИРЫ: Отдых для белого воротничка


Коллега одного знакомого, проработавший семь лет в московской торговой компании, каждый раз во время рабочего дня удалялся часа на 2–3 в свой автомобиль, чтобы поспать. В конце концов руководство его уволило. Такие примеры встречаются: во многих организациях директора ревнуют подчиненных даже к чашке кофе, выпитой вне обеденного перерыва. Таков постсоветский менталитет. Правда, и в России уже появились прогрессивные топ-менеджеры. Например, владельцы дизайнерской “Студии Артемия Лебедева” в своей конституции записали, что каждый их сотрудник имеет право на сон. Дремать в офисе позволительно и работникам телекомпании НТВ.

Трудно сказать, началась вся эта мода с испанцев, придумавших сиесту, или же это последствия естественного развития общества XXI в. Среди первых в новом тысячелетии появилось именно открытие о том, что регулярный дневной сон снижает риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и повышает КПД офисного сотрудника. Немецкими и французскими учеными было доказано, что после получасового сна человек выполнит задание в несколько раз быстрее. Правда, сама Европа, кроме Франции, внедрять ноу-хау не спешит. В России же большинство начальников признается, что скорее отпустит уставшего подчиненного домой, чем позволит спать. А некоторые беспокоятся, что после 15 минут сна человек будет долго просыпаться.

Другая составляющая эффективного труда кроме режима дня – это планировка и обстановка офиса. В искусстве оборудования рабочего пространства столичная бизнес-общественность смотрит в первую очередь на Европу и США. Однако перенимается самое необходимое, а “эксперименты” отсекаются. Признаться честно, в московских бизнес-центрах превалирует классически-скучный джентльменский набор: open space, 2–3 переговорные, пара кабинетов больших начальников, иногда конференц-зал, ну и небольшая кухонька. Присесть и отвлечься от монитора компьютера можно либо на этой кухне, либо в холле для посетителей, где есть несколько кресел. Хорошо, если офис компании находится в современном бизнес-центре с кафе и тренажерным залом.

Но и эти удовольствия – после работы. Впрочем, попытки прорваться предпринимаются. Например, компания Rba Promo Holding & Mall Marketing планирует переезд в новое здание, где помимо стандартного набора помещений организованы спортзал и комната отдыха. В новом офисе Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko пространство спланировано настолько мобильно, что есть специальные зоны, где человек может либо просто отдохнуть, либо отгородиться от коллег ширмой и поработать. У Jones Lang LaSalle есть кроме кухонь кофе-румы, или “кофисы”, на каждом этаже, в которых сотрудники могут выпить по чашке кофе в непринужденной обстановке.

В некоторых столичных офисах можно также встретить “мальчика для битья” – расслабляющий и снимающий агрессию тренажер в виде боксерской груши, напоминающий мужскую фигуру. Он вешается в офисе, чтобы проходящие мимо могли вымещать на нем свою злость. Правда, московские коллективы почему-то не колотят грушу. Столичные психологи объясняют это тем, что у большинства людей за рабочий день не успевает накопиться столько агрессии и что люди просто правильно и без лишних эмоций относятся к работе.

И все-таки мировая практика показывает, что все нововведения заканчиваются разовыми экспериментами. Это касается как офисного пространства, так и режима труда. Даже в Греции сиеста, которая там, как в Испании, традиционная, перестала поощряться работодателями. Что касается России, то в этом умеренном климатическом поясе у людей десятилетиями вырабатывались свои привычки. Вообще, отличительная особенность российской нации – трудиться без расслабляющих перерывов, на одном дыхании. Данное правило распространяется на все страны, где темнеет рано и не слишком жарко. Европейские и североамериканские тенденции сейчас даже сводятся к сокращению рабочего дня. Но не за счет перерыва, а благодаря быстрому процессу работы. Так что в 17.00 в городах Европы многие белые воротнички уже свободны. А сверхурочно засидевшийся сотрудник не поощряется. В Роттердаме, например, в офисах в 17.55 просто отключается электричество и останавливаются лифты.

Ноу-хау внедряются легче в тех странах, где “отклонения” от общемировых норм сложились по традиции, как элемент культуры. Особенно это видно по азиатским и восточным государствам. Например, у казахов всегда есть своя сиеста. Ноу-хау славятся китайцы и японцы. Китайцы любят поспать в перерыве, даже когда они трудятся в России, – это наблюдали некоторые русские работодатели, когда имели дело с китайскими гастарбайтерами. Те требовали отдельные вагончики для сна. В Японии же дневной сон официально ввели даже в школах.

На фоне новомодных течений столица России занимает, можно сказать, позицию золотой середины. В Москве есть компании, которые выбрали оптимальное отношение к рабочему режиму. Оптимальным некоторые психологи считают вариант, когда никаких слишком прогрессивных экспериментов в офисах не проводится и в то же время создается благоприятная атмосфера. Это прежде всего добрые отношения между сотрудниками. А демократия заключается в том, что каждый сам организует свое рабочее время, исходя из поставленных задач. И, соответственно, перерывы у каждого индивидуальны. Все это дополняется красивым дизайном помещения, хорошими кондиционерами, цветами и рыбками в аквариумах. Классический в этом плане образец – Голландия, деловое сообщество которой трудится как раз по таким вот правилам и считается очень прогрессивным в искусстве корпоративной культуры.

Ученые не устают удивлять мир открытиями в области офисного тайм-менеджмента. В этом веке стали модными идеи послеобеденного сна и зарядки на работе, которые, как надеются исследователи, пригодятся менеджерам по персоналу. И вот в этом году во Франции государство всерьез заинтересовалось подобными открытиями и решило объявить полуденный отдых официальным. Время покажет, приживется это ноу-хау или же станет очередным разовым экспериментом, как до сих пор было на европейском континенте.