Прощай, схема!


В публикуемой на этой неделе брошюре “Налоговые аспекты корпоративного управления” KPMG рекомендует компаниям передать решение налоговых вопросов высшему руководству. У многих компаний подход к уплате налогов стал консервативнее, пишет KPMG. Использовать законные средства минимизации налогов можно, но надо сокращать налоговые риски, говорит директор налогового департамента KPMG Вячеслав Голик: если норма неясна, а судебная практика негативна, рисковать не стоит.

К осторожности компании толкает усиление администрирования и реакция инвесторов, пишет KPMG. В нескольких странах приняты законы, позволяющие взыскать с материнских компаний налог с нераспределенной прибыли их офшорных “дочек”, как если бы прибыль была выплачена в виде дивидендов, отмечает партнер Deloitte Дмитрий Гусев. Налоговики и таможенники многих стран стали обмениваться информацией.

В 2000 г., выяснило управление бюджетной отчетности конгресса США, больше 70% корпораций не заплатили в казну ни цента налога на прибыль, а у 15–20% эффективная ставка была ниже 5%. Лишь 7,2% компаний тогда платили налог по ставке выше 10% (номинальная ставка – 35%). Налог минимизировали за счет трансфертных цен и офшоров.

В 2005 г. KPMG по соглашению с минюстом США выплатила $456 млн, избежав судебного преследования по делу об уклонении от налогов за продажу клиентам налоговых схем. Бывшим клиентам компания согласилась вернуть почти $200 млн.

Теперь опасные схемы не в моде. В США компании отказываются от налоговой минимизации при помощи трансфертных цен, рассказывает докторант Чикагского университета Максим Миронов. В ходу более безопасные методы – чтобы избежать налога на дивиденды, акции выкупаются; ради сокращения налога на прибыль предприятия увеличивают кредиторскую задолженность.

В России налоговое администрирование тоже ужесточается, а бизнес отказывается от агрессивной оптимизации, говорит замруководителя налогового комитета РСПП Сергей Беляков. Повысилось качество налогового контроля: инспектора и суды анализируют не только форму сделок, а их содержание, отмечает Гусев.

В Голландии, Швейцарии, Люксембурге компании могут согласовать с налоговиками трактовки закона, рассказывает Гусев. Было бы полезно ввести это и в России, считает замдиректора судебного департамента “ТНК-ВР Менеджмент” Эдуард Годзданкер.

ТНК-ВР не использует схемы минимизации, максимум – это региональная льгота по налогу на прибыль, а по ней претензий нет, рассказывает Годзданкер. Не использует рискованные налоговые схемы и “Русполимет”, а решения по спорным вопросам принимает руководство, говорит гендиректор Александр Конюхов. Уплату налогов в России контролируют не только менеджеры, но и акционеры, отмечает Гусев.