Red Wings потеснит Sky Express


Первым российским авиадискаунтером стал Sky Express. Его запустили совладельцы альянса AirUnion Александр и Борис Абрамовичи. Sky Express начал выполнять внутренние рейсы в январе 2007 г. С ноября начнет летать второй отечественный low cost перевозчик (low cost – от англ. “низкие издержки”) Red Wings, созданный на базе “Авиалиний400” (А400), рассказал “Ведомостям” гендиректор компании Константин Тетерин. На приобретение 10 самолетов Ту-204 ушло около $300 млн, $1,5 млн – на персонал (наем и обучение пилотов), отмечает один из топ-менеджеров А400. Количество “тушек” к середине 2011 г. планируется увеличить до 28, отмечает Тетерин. Вместимость лайнера – 210 кресел, расход топлива – чуть более 3 т на час полета. За день самолет будет совершать в среднем три рейса, каждый из которых – не более трех часов. Первое время Red Wings собирается летать в Мурманск, Челябинск, Самару, Калининград, продавая заранее заказанные билеты на 50% дешевле, чем у обычных авиакомпаний. По данным сайта “Сибири”, перелет из Москвы в Челябинск и обратно без учета сборов обойдется в 4420 руб., в Самару – 2980 руб. Билет в “Аэрофлоте” по маршруту Москва – Мурманск – Москва стоит 9525 руб.

Как и положено low cost перевозчику, Red Wings будет продавать билеты через Интернет, а за обед на борту брать отдельную плату. По словам Тетерина, стоимость ланча, в который входит “салатик, булочка, бутерброд и напиток”, не превысит 230 руб. За первый год работы Red Wings намерена перевезти до 600 000 человек. Sky Express – 800 000 пассажиров, рассказывает гендиректор компании Марина Букалова. Но за пять месяцев работы – с февраля по июнь – пассажиропоток Sky Express не превысил и 200 000 человек. Отставание от плана Букалова связывает с задержкой поставок самолетов (сейчас у Sky Express семь Boeing 737, в августе ожидается еще три), долгими переговорами с региональными аэропортами о предоставлении слотов и пассивностью населения. Приходу конкурента Букалова только рада: “Вместе быстрее расшевелим рынок”. Места хватит всем, соглашается Тетерин. Он не беспокоится о сходстве направлений – оба дискаунтера летают в Мурманск и Калининград – и общем аэропорте базирования – “Внуково”.

“Дискаунтер, какой он на Западе, – в России невозможен, – считает гендиректор авиакомпании “Сибирь” Вячеслав Филев. – Low cost – это не дешевый билет, а низкая затратная часть авиаперевозчика”. Почти все, за редким исключением, российские компании и так к этому стремятся, но рентабельность все равно остается низкой. Средний билет самых дешевых компаний мира – JetBlue, Ryan Air стоит $60, с учетом аэропортовых сборов – $86, они летают на расстояния до 900 км: итого 9,5 цента за кресло-километр. У “Сибири” кресло-километр стоит 8,5 цента, делится Филев.

В России нет одного из главных способов сокращения издержек – аэропортов второго эшелона, которые из-за своего менее выгодного положения и хуже развитой инфраструктуры готовы предоставлять услуги со скидкой в 20–30%, добавляет аналитик банка “Траст” Евгений Шаго.