Дорога в небо


После долгого рождественского обеда 1993 г. адвокат Падрейг О’Сейдиг прогуливался в одиночестве в местечке Коннемара, примерно в 20 км от города Галвэй. Проходя через усыпанное камнями болото и пустошь, он, к своему удивлению, обнаружил взлетную полосу.

“Она была не совсем закончена, – вспоминает он. – Там стояли строительные машины. Я случайно набрел на это место – ходил туда-сюда вдоль берега три или четыре часа. Там мне в голову и пришла идея авиалинии. Я прекрасно все себе представил и загорелся. Это была чудесная идея – сумасшедшая и чудесная”.

К тому моменту О’Сейдиг в третий раз сменил карьеру и занялся юриспруденцией, отработав более 10 лет учителем математики в средней школе Jesuit в Галвэе и пройдя практику в качестве бухгалтера в аудиторской компании KPMG в Лимерике и Дублине. Сейчас О’Сейдиг признается, что в то время ничего не знал об авиакомпаниях и авиации. Но говорит, что был хорошо подготовлен к роли предпринимателя – не работой бухгалтера, а работой учителя.

“Бухгалтером мне было работать неуютно. Не нравилось – потому что я имел дело не с людьми, а с цифрами, банковскими ставками, выписками со счетов, объемами продаж, прибылями и убытками”. Встреча с бывшим директором школы натолкнула его на мысль стать учителем. “В жизни бывают моменты, когда ты не знаешь, в каком направлении пойти. Все говорят тебе идти в одну сторону, а ты решаешь идти совсем в другую, потому что так подсказывает тебе интуиция. Так было и со мной”, – рассказывает О’Сейдиг.

Преподавая в школе математику и коммерцию, О’Сейдиг изучал процесс обучения, как люди запоминают информацию. “Я пошел по пути, который сейчас называют ускоренным обучением”, – говорит он. Он пользовался методом графических “карт памяти”, придуманным популярным британским психологом Тони Бьюзеном.

“С помощью этого метода вы можете составить краткое содержание целой книги на одной странице. Я не учил сотрудников математике или коммерции. Я облегчал им обучение”. Навыки преподавания очень пригодились ему в бизнесе. “Работая учителем, ты учишься общаться, слушать, делиться информацией, мотивировать, проявлять творческий подход и понимать людей”.

“Когда я купил Aer Arann, кто-то сказал мне: “Ты ничего не знаешь об авиакомпаниях”. Я ответил: “А мне и не нужно”. Пилоты управляют самолетами, инженеры чинят их. Все, что мне нужно знать, это как мотивировать людей и находить подходящих сотрудников для конкретной работы и поддерживать их в этой работе”, – продолжает О’Сейдиг.

После прозрения у взлетной полосы будущий предприниматель разыскал ее владельца, Тони Килроя, ирландца, живущего в Манчестере и занимающегося недвижимостью и гостиничным бизнесом, и спросил, продаст ли он аэродром.

Аэродром принадлежал одной из крошечных европейских авиакомпаний, совершающих рейсы с побережья Коннемара через Галвэйский залив на Аранские острова. Aer Arann была создана в 1969 г. стараниями жителей Инишмора – крупнейшего из островов – и бизнесменов из Галвэя при поддержке государственного регионального агентства развития. Ежегодно авиакомпания теряла деньги. К началу 1990-х гг. в ней работали 10 человек, оборот составлял 250 000 фунтов стерлингов и она перевозила около 8000 пассажиров в год.

У О’Сейдига не было средств купить компанию в одиночку. Его приятель по игре в гольф – анестезиолог из Галвэя – согласился стать партнером и вложить 50% средств. О’Сейдиг заложил дом, чтобы собрать деньги на свою долю.

Сначала О’Сейдиг развивал авиакомпанию в качестве внутреннего ирландского перевозчика, который связывал регионы Ирландии между собой и с Дублином. Он сразу воспользовался правительственными субсидиями, которые выделяются в странах Европейского союза на поддержку невыгодных с финансовой точки зрения маршрутов в отдаленные районы, так называемых общественно значимых маршрутов.

Потом, вместо того чтобы просто доставлять пассажиров в Дублин для пересадки, он создал сложную сеть маршрутов, которая напрямую связала регионы Ирландии с регионами Великобритании. В середине 2002 г. Aer Arann открыла свой первый британский маршрут между Корком и Бирмингемом, а в 2004 г. достигла Франции. В этом году авиакомпания совершает уже более 600 рейсов в неделю по 40 маршрутам. Ее основные базы находятся в Дублине, Галвэе и Корке. Общественно значимые маршруты, на долю которых сначала приходилось до 58% прибыли и оборота, теперь составляют всего около 10%.

О’Сейдиг ищет коммерческие ниши, не занятые более крупными конкурентами, но их количество неизменно сокращается. Aer Arann выросла достаточно, чтобы замаячить на радарах Ryanair, крупнейшего в Европе недорогого и наиболее агрессивно расширяющегося авиаперевозчика.

Обе авиакомпании начали жестокую борьбу за обслуживание маршрута Корк – Дублин, которое первой начала Aer Arann, и настолько успешно, что Ryanair решила вступить в игру. Маршрут едва ли оправдывает мощности, брошенные на него двумя авиакомпаниями. Aer Arann сократила число рейсов, но упрямо не сдается, чтобы защитить свою базу в Корке.

За 13 лет выручка Aer Arann выросла до 110 млн евро ($148 млн, 75 млн фунтов стерлингов). В авиакомпании работает более 400 человек, и она перевозит 1,1 млн пассажиров в год. Компания приносит прибыль с 1994 г., говорит О’Сейдиг, хотя и не называет конкретных цифр. Теперь он остался единственным владельцем компании, выкупив долю у партнера. А два года назад сменил правовую форму, и компания с ограниченной ответственностью превратилась в компанию с неограниченной ответственностью – с целью избежать внешних проверок.

Хотя небольшой флот самолетов Britten-Norman Islander до сих пор обслуживает Аранские острова, авиакомпания также обзавелась 15 турбовинтовыми самолетами ATR, рассчитанными на 48–72 места. В прошлом году авиакомпания разместила первый заказ на покупку десяти 72-местных самолетов ATR72-500 на общую сумму $180 млн, первый из которых был поставлен в мае.

О’Сейдиг еще не решил, станет ли выход на фондовую биржу следующим шагом его авиакомпании. Он готов уменьшить собственную долю в компании, потому что, по его словам, на неспокойном, цикличном авиационном рынке авиакомпания, принадлежащая одному человеку, уязвима с финансовой точки зрения.

У него появились и другие деловые интересы кроме авиакомпании, в том числе Foinse (The Source), еженедельная газета на гэльском языке, имущество и печатный бизнес. Но все эти направления бизнеса объединяет работа с людьми, говорит он: “Вы даете им чувство ответственности, они принимают участие в создании компании, и это становится частью их жизни”. (FT, 21.08.2007, Ирина Окунькова)