Японские ковбои делают Джанго

На крупнейшем кинофоруме Нового Света изумляют и фильмы, и публика

Искусство. $5.00

Млн – сумма, заплаченная братьями Вайнштейн за права на прокат трех фильмов, премьеры которых прошли в Торонто-2007. Общий объем заключенных на фестивале сделок пока не объявлен. В 2006 г. этот показатель достиг рекордных $50 млн.

В чем-то Торонто очень похож на Москву. Те же растущие как грибы башни, та же спешащая неизвестно куда толпа, тот же запах больших денег. Но для мегаполиса в Торонто на удивление открытое и доброжелательное население. Преступность здесь вдесятеро ниже, чем в Москве. А люди постоянно заговаривают друг с другом на улице. Например, обсуждают фестиваль. Вчера меня поймала за рукав пожилая леди и, выяснив, что я из России, сообщила, что после просмотра Eastern Promises Дэвида Кроненберга (в России фильм выйдет под названием «Порок на экспорт») целую ночь не могла спать – боялась русской мафии. Действительно, нужно же людям хоть чего-то бояться.

Поделившись своими страхами, леди потребовала, чтобы я порекомендовал ей менее страшные фильмы. Первое, что пришло в голову, – австралийский «Доктор Плонк» (Dr. Plonk). Эта черно-белая немая комедия про изобретателя машины времени отлично смотрелась бы в 1907-м, когда происходит действие, а сейчас смотрится еще лучше. Дурацкие гримасы и пинки, которыми награждают друг друга герои, оказывается, не стали менее смешными со времен Чарли Чаплина и Бастера Китона.

Главный современный специалист по немому кино – канадец Гай Мэддин на этот раз снял звуковой фильм. Мэддин стоит особняком даже среди самых авангардных режиссеров. Он упрямо продолжает традицию немецких экспрессионистов 20-х гг. – Ланга и Мурнау. Обычно фильмы Мэддина сняты без звука, на состаренную пленку и посвящены безумию, инцесту и прочим занимательным материям. Но на этот раз режиссер решил немного отдохнуть и снять «Мой Виннипег» – документальное кино о родном городе. Мэддину никогда нельзя верить на слово, и документальный фильм оказался вполне постановочным. Первая часть, в которой режиссер инсценирует вмерзающих в лед лошадей, спиритические сеансы в городской управе и историю собственной семьи, сделана просто великолепно. Вторая, действительно документальная, менее увлекательна, и все равно «Мой Виннипег» – один из лучших фильмов этого года.

Но самый странный фильм фестиваля – «Сукияки вестерн Джанго» (Sukiyaki Western Django) Такеси Миике. Этот японец снимает по нескольку фильмов в год, но никогда не повторяется. В первой же сцене его новой ленты мы видим Квентина Тарантино на фоне Фудзиямы. И это далеко не самый удивительный эпизод вестерна о Войне Роз, разыгранного японцами на английском языке с чудовищным акцентом. Кстати, «Сукияки вестерн Джанго» стал первым фильмом фестиваля, с которого, по моим наблюдениям, не ушел ни один зритель. Вот и говорите после этого о «кино не для всех». Торонто