Больная тема

Редкий фильм программы обошел вниманием войну в Ираке – даже если был снят не про войну

Фаворит публики. Дэвид Кроненберг

канадский режиссер. Eastern Promises – 16-й фильм Кроненберга и первый, снятый им не в Канаде. Приз зрителей в Торонто – 44-я награда в его карьере. В российский прокат фильм выйдет 4 октября под названием «Порок на экспорт».

Одной из главных особенностей закончившегося вчера международного кинофестиваля стал военный контекст. В большей части лент гневно осуждаются американское вторжение в Ирак, секретные тюрьмы ЦРУ либо еще что-нибудь в этом роде. Ник Брумфилд в «Битве за Хадиту» воссоздал убийство американскими морпехами 24 безоружных иракцев. Гэвин Худ в «Исполнении» рассказывает о страшной судьбе американца египетского происхождения, тайно арестованного по подозрению в терроризме. «Тело войны» – режиссерский дебют телеведущего Фила Донахью, он посвящен парализованному иракскому ветерану. «В долине Аллаха» Пола Хаггиса и «Отредактировано» Брайана де Пальмы, которые в Торонто показали через пару дней после Венеции, тоже посвящены иракской войне. В тех фильмах, которые не имеют к Ираку прямого отношения, он все равно играет важную роль. В «Смелой» Нила Джордана, где Джоди Фостер мстит бандитам за убийство жениха, об Ираке говорят в программе, которую ведет главная героиня. В «Ничего не скрыть» сценариста «Красоты по-американски» Алана Болла, где снова поднимается тема любви взрослого мужчины к девочке-подростку, герой – армейский резервист, готовящийся отправиться на иракскую войну. Даже создатели фильмов, не имеющих к Ираку, казалось бы, вообще никакого отношения, вроде исторической драмы «Елизавета: Золотой век», мюзикла по песням «Битлз» Across the Universe или психологической драмы о родителях, переживающих смерть детей в автокатастрофе, «Заповедное шоссе», в той или иной степени думали, по их собственным словам, о войне в Ираке. А главная звезда «Елизаветы» Кейт Бланшет заявила на пресс-конференции, что ее героиня, знаменитая английская королева, «посетила еще меньше стран, чем Джордж Буш-младший».

Такая концентрация на Ираке вызвала отторжение даже у очень либерально и пацифистски настроенных канадцев. Все – от зрителей до участников кинорынка – жаловались на то, что фестиваль слишком политизировался. Это отразилось и на призах.

Официального приза в Торонто не присуждают, но неофициальные все же есть – они присуждаются по результатам опроса публики и кинокритиков. Оба лауреата-2007, с одной стороны, имеют некоторое отношение к политике, а с другой – никаким боком не относятся к Ближнему Востоку.

Приз критики получила мексиканская «Зона», в которой жители богатого района устраивают охоту на забравшегося к ним вороватого подростка.

А зрители отдали свои симпатии фильму Eastern Promises Дэвида Кроненберга – криминальному боевику о русской мафии в Лондоне, в котором два отрицательных русских героя вполне скомпенсированы тремя положительными.

И все же успех фестиваля в Торонто измеряется не в скользких художественных достоинствах, а в суммах заключенных контрактов. В этом году сумма продаж перевалила за $50 млн, побив прошлогодний рекорд.Торонто