Питер Брабе уходит из Nestle

Компанию может возглавить Пол Полман. Он воспользуется опытом, полученным в Procter & Gamble

Всего год проработав финансовым директором Nestle, Пол Полман может возглавить компанию. В четверг совет директоров рассмотрит кандидатуры возможных преемников Питера Брабека, и Полмана называют фаворитом этой гонки. На новой должности он сможет применить 25-летний опыт работы в Procter & Gamble. Он сменит Брабека, пришедшего в Nestle в 1968 г. и руководившего компанией 10 лет.

C момента прихода в Nestle Полман говорил о ее слабостях в сравнении с конкурентами и необходимости реструктуризации. Теперь у него есть шанс стать первым главой швейцарской компании, пришедшим со стороны. С 1920 г. Nestle руководили только люди, сделавшие карьеру в ней.

По продажам ($82,85 млрд в 2006 г.) Nestlе далеко впереди других пищевых гигантов, но она менее эффективна, а ее менеджеры по всему миру не привыкли к жесткой системе управления бизнесом, которую Полман уже начал внедрять. За год он успел заставить менеджеров сократить производство неходовых товаров и назначить более высокие уровни рентабельности в ключевых для компании секторах. Руководителей слабых подразделений – например, по производству мороженого в США и печенья в Великобритании – он обязал докладывать о своих успехах ежемесячно. Полман сделал компанию более прозрачной и для инвесторов, начав публиковать подробные финансовые результаты продовольственного подразделения.

Пока идеи Полмана не встречают сопротивления в компании. Сейчас его поддерживает Брабек, проработавший гендиректором 10 лет. В апреле он покинет свой пост, но сохранит кресло председателя совета директоров. Но первоочередные задачи Полман уже выполнил, и теперь ему придется потрудиться, чтобы выжать из компании еще больше.

В P&G Полману это удалось. Он возглавил западноевропейское подразделение в 2001 г. после неудачной реструктуризации, которая привела к резкому падению продаж в Европе. Полман изменил структуру западноевропейского портфеля брендов, совместив товары, предназначенные для местных потребителей, с основным ассортиментом P&G. К 2005 г. продажи P&G в Европе выросли до $15 млрд по сравнению с $8 млрд в 2001 г. благодаря поглощениям, повышению курса евро и росту продаж существующих марок.

Полман претендовал на пост гендиректора P&G, но в 2004 г., когда у компании появились четыре новых вице-президента, шансов у него осталось мало. Кроме того, некоторые считали, что человеку, проработавшему в Европе практически всю жизнь, не стоит доверять головной офис. По словам источников, Nestlе пообещала Полману, что у него есть возможность возглавить ее. Основным конкурентом Полмана в борьбе за пост главы Nestlе до сих пор оставался Пол Балке, исполнительный вице-президент подразделения, работающего в Северной и Южной Америке.

Брабек пришел в Nestle в 25. Он научился, по собственному признанию, «управлять делами в обстановке кризиса» и понимать важность долгосрочных интересов компании. В 2005 г. из-за конфликта с миноритариями он пригрозил покинуть компанию, если акционеры не позволят ему совмещать посты председателя совета директоров и гендиректора. Он получил оба. Через полгода в интервью «Ведомостям» он пояснял, что в противном случае «появились бы разные мнения по важным вопросам, что могло негативно сказаться на развитии».