Заработал на студентах

Пятнадцать лет назад Радим Янкура арендовал комнатушку и вложил все деньги в единственный на тот момент актив – факсовый аппарат. Сегодня выручка его турагентства достигла $155 млн

Идея создания агентства путешествий пришла к чеху Радиму Янкуре у ворот Букингемского дворца. В начале 1990-х студентом он осматривал достопримечательности Лондона и разговорился с группой туристов. Он никогда раньше не слышал об au pairs (работе в качестве помощника по хозяйству в семье – за вознаграждение в виде предоставления жилья и питания), но, пообщавшись с молодыми людьми, подумал, что можно снизить цену, которую они платили за возможность поработать в семьях. Вернувшись домой в Брно, Янкура создал компанию Student Agency и начал отправлять чехов и словаков в Британию.

В первом крохотном офисе Янкуры не было ничего, кроме стола, стула, телефона и факса. «Я несколько месяцев проработал один в этой комнатушке», – вспоминает он, сидя в офисе компании, сегодня занимающей два этажа того же здания. Поворотный момент настал, когда Янкура решил потратить весь бюджет в размере 7000 крон ($300) на рекламу на трамваях. Телефоны начали звонить не переставая. Вскоре он расширил первоначальный автобусный маршрут Прага – Лондон для au pairs, стал предлагать языковые курсы за границей, авиационные билеты.

Концепция Янкуры обманчиво проста: сбивать цены конкурентов и предлагать множество бесплатных услуг. Пассажиры его ярких желтых автобусов получают бесплатные горячие напитки, газеты и журналы. В салоне можно посмотреть фильмы, послушать радио. Пассажиры вправе бесплатно пользоваться интернетом в кафе на автобусных станциях. По словам Янкуры, стоимость приятных мелочей невысока: например, чашка кофе или чая обходится в 2 кроны (10 центов).

Не обошлось и без досадных промахов. Янкура сожалеет о выборе названия для бизнеса. Другой дорогостоящей неудачей было предложение турпутевок на Олимпийские игры в Греции. Несмотря на активный образ жизни чехов, Янкура переоценил их интерес к спорту.

Тем не менее ему удалось превратить Student Agency в одну из крупнейших в Центральной и Восточной Европе туристических компаний. Выручка за этот год достигнет 3 млрд крон ($155 млн). В штате числится 900 человек. Компании принадлежит 200 автобусов, совершающих ежедневные поездки между городами Чешской Республики, соседней Словакии и Западной Европы.

Янкура мечтает перенести эту модель «роскоши по низкой цене» в другие области. Планирует открыть маршруты по мало используемой сети железных дорог Чехии, начав в 2010 г. с сообщения между Прагой и расположенным на востоке городом Острава.