Новый конкурент железных дорог

«Регион-авиа» с фондом Norum хотят завоевать четверть рынка региональных перевозок

«Регион-авиа» была создана в 2005 г., и сейчас это мелкий региональный перевозчик. Его восемь самолетов Ан-28 летают в Москву из Республики Саха (Якутия), Ханты-Мансийского автономного округа, Свердловской, Самарской и Ивановской областей. Но у совладельца и гендиректора «Регион-авиа» Дениса Павшинского амбициозные планы: он хочет связать авиарейсами большинство крупных городов центральной и южной части России. Для этого, как рассказал «Ведомостям» Павшинский, с будущего года «Регион-авиа» увеличит число ежедневных рейсов с нынешних 10 примерно до 40. Коммерческое расписание на 2008–2009 гг. уже готово, сеть маршрутов разрабатывалась при участии Lufthansa Consulting. Они свяжут не только Москву с другими городами, но и их между собой. К примеру, планируются рейсы Уфа – Казань, Уфа – Самара, Волгоград – Краснодар, Нижний Новгород – Самара, Волгоград – Самара и проч. Аэропорт базирования в Москве «Регион-авиа» сменит с «Быково» на «Внуково».

Одновременно, по словам Павшинского, «Регион-авиа» пересядет на европейские самолеты ATR 42. Уже в следующем году «Регион-авиа» обзаведется шестью ATR 42 (48 кресел), столько же лайнеров появится у перевозчика в 2009 г. «Мы хотим взять в операционный лизинг на пять лет 12 бывших в употреблении самолетов и еще 18 новых – в лизинг на 12 лет», – поясняет Павшинский. Сейчас, по его словам, ведутся переговоры с несколькими лизинговыми компаниями – GECAS (входит в General Electric), Nordic, а также с «ВТБ-лизинг». Уже в 2008 г. Павшинский рассчитывает заплатить первый взнос за новые суда – до 4% от общей стоимости. При каталожной цене ATR 42 в $15 млн 18 лайнеров обойдутся в $270 млн. На развитие компании, по словам Павшинского, в следующем году будет потрачено $25 млн (70% этой суммы будет вложено через эмиссию акций), в 2009 г. еще не менее $40 млн.

Тратиться на «Регион-авиа» Павшинский планирует не в одиночку. По его словам, он уже договорился о том, что около 45% акций «Регион-авиа» приобретет фонд прямых инвестиций Norum (его инвесторы – ЕБРР, IFC, государственный фонд Голландии FMO). Директор по инвестициям Nоrum Альберто Моранди подтвердил «Ведомостям», что фонд входит в проект как совладелец «Регион-авиа». Он не уточнил, какая именно сумма будет предложена с их стороны. Но источник в Nоrum называет цифру около $10 млн.

Проект «Регион-авиа» очень перспективен, уверен Моранди. Сегмент региональных перевозок только развивается: сейчас его объем не превышает $50 млн при емкости всего авиарынка около $7 млрд, может быть в 10 раз больше, согласен гендиректор Infomost Борис Рыбак. По заказу Nоrum независимая компания анализировала авиарынок России. Результаты исследований показали, что через три-четыре года «Регион-авиа» может завоевать не менее четверти рынка региональных перевозок и обеспечить пассажиропоток в 3 млн человек, делится расчетами Моранди. А ведь России как раз не хватает авиакомпаний, которые подвозили бы пассажиров из небольших городов в областные центры, откуда они летели бы уже в Москву, Санкт-Петербург и за рубеж на больших магистральных перевозчиках, добавляет он. Nоrum намерен находиться в проекте от трех до семи лет, уточняет Моранди.

С чего все начиналось

По словам Дениса Павшинского, сейчас акционерами «Регион-авиа» являются он и еще несколько частных лиц, имена которых он не раскрывает. 38-летний Павшинский родился в Подмосковье, окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики. Авиацией, по его признанию, увлекся после того, как продал свой прежний бизнес по производству пластиковых бутылок. Почти год проработал замом губернатора Тверской области. Ушел в отставку летом прошлого года.