Звездный час Acer

Тайваньская компания готова к сентябрьскому и декабрьскому всплескам продаж ПК
С. Портер

В III квартале производители компьютеров заключили контракты о поставках в Россию 2,27 млн компьютеров, из них 946 000 (почти 42%) – ноутбуки. Такие данные содержатся в отчете аналитической группы Gartner, имеющемся в распоряжении «Ведомостей». В III квартале 2006 г., по тем же данным, доля ноутбуков в российских продажах ПК составляла 31%, а во II квартале 2007 г. – 29%.

По данным Gartner, более половины всех поставок ноутбуков в Россию в июле – сентябре обеспечили две тайваньские компании – Asustek (203 000 мобильных ПК) и Acer (386 000). Вдобавок Acer поставила 37 000 настольных компьютеров, заняв в общей сложности чуть меньше 19% всего российского рынка персональных компьютеров.

Gartner почерпнула цифры из договоров производителей с российскими партнерами, подписанных в III квартале, объясняет ведущий аналитик группы Аннетта Джамп. Возможно, Acer продала и даже ввезла в Россию не все 423 000 компьютеров, допускает она, в таком случае эта тайваньская компания заключает контракты в преддверии предновогоднего роста продаж.

Глава представительства Acer в России Глеб Мишин считает, что его компания – единственная из работающих в России, которая сумела достойно подготовиться к осеннему пику продаж (связанному с началом учебного года) и предновогоднему сезону. Еще летом Acer, пойдя на значительные финансовые риски, сформировала запас комплектующих, втрое превышающий среднегодовой показатель, и это дало результат: за III квартал в Acer поступили заказы на 540 000 ноутбуков для России и компания договорилась о поставках 370 000, рассказывает он. Такие показатели вызвали вопросы у аналитиков, признается Мишин: представители аналитической компании IDC даже приезжали в Acer и сверяли показатели – «отгрузку за отгрузкой», в результате убедившись в их достоверности, рассказывает он.

По предварительным данным IDC, Acer подписала в III квартале контракты на поставку около 370 000 ноутбуков, подтвердила аналитик IDC по рынку ПК Зарина Камытбаева. «Это поставки с запасом на IV квартал», – убеждена она.

Директор по маркетингу Asustek Алексей Воронков считает оценки Gartner адекватными реальному положению дел. Доля ноутбуков в общих поставках ПК действительно растет: и по стоимости, и по производительности они приближаются к настольным компьютерам. Но по удельному весу ноутбуков в продажах ПК Россия пока уступает Западной Европе, говорит Аннетта Джамп: там их доля колеблется от 50% (Франция) до 74% (Норвегия).

С этими оценками согласны не все эксперты. Вице-президент по продукции и маркетингу Depo Computers Александр Баринов оценивает долю ноутбуков в российских продажах ПК в 20%. Он считает, что больше половины продаж приходится на ноутбуки только в нескольких развитых странах, где использование мобильных компьютеров – бизнес-необходимость. А директор по маркетингу «Ритейл аудит» Алексей Журавлев считает, что Gartner недооценивает продажи самосбора в регионах: такие компьютеры активно приобретают представители малого бизнеса, но эти продажи «не поддаются обсчету».