Не поспоришь


Главным и единственным вопросом повестки кампании по выборам в Государственную думу оказался третий президентский срок Владимира Путина. Парадоксально это только на первый взгляд. Отказ «Единой России» от теледебатов – это не только сознание своей силы или уход от возможной критики. В нынешней политической системе какой-либо предмет спора между партиями изначально отсутствует. «Единая Россия» как партия власти объединяет самые разные силы, единая идеология тут невозможна. В терминах Владимира Соловьева (философа) ее стоило бы назвать «Всеединая Россия» – внутри ее содержится такое количество противоречий, что на дебатах она либо не смогла бы ничего сказать, либо спорила бы сама с собой.

При этом, по всем социологическим опросам и технологическим прогнозам, «Единой России» гарантирована сокрушительная победа на выборах. То есть остальные участники дебатов могут говорить что угодно – расклада сил это не изменит. Закономерно, что они сосредоточили свои силы на критике отсутствующей «Единой России» (см. статью на стр. А2).

Борьба идей имела бы смысл, если бы Госдума играла реальную политическую роль. В российской конфигурации даже партия, получающая абсолютное большинство в парламенте, не в состоянии реализовать свою предвыборную программу. О чем же спорить? Собственно, своей программы нет и у «Единой России» – у нее есть «План Путина».

В решении партии отказаться от «собственного пиара» и рассматривать выборы в Думу как «общенациональный референдум в поддержку Путина» (слова Бориса Грызлова) есть безупречная внутренняя логика. Единственным вопросом для дебатов мог бы быть «Вы за Путина или против?». Но это, видимо, неудобно обсуждать по телевизору.