Логистика – не хуже всех


Страны мира все больше конкурируют друг с другом не только за счет развития промышленности и науки, инвестиционного климата и низких налогов, пишет Всемирный банк в опубликованном в ноябре исследовании качества логистики 150 стран мира «Связать, чтобы конкурировать».

Россия в нем на 99-м месте.

ВБ опросил более 800 операторов международных логистических компаний и экспертов. Они оценивали, в частности, эффективность работы таможенников, качество путей сообщения, своевременность доставки грузов и цену перевозки (см. таблицу).

Наравне с Россией – Египет и Ливан. Гораздо выше позиции маленьких Латвии и Эстонии (42-я и 47-я), хуже ситуация на Украине и в Белоруссии (73-я и 74-я). Один из худших показателей у России – работа таможни.

Транспортная инфраструктура – серьезная проблема, говорит экономист «Уралсиба» Владимир Тихомиров. Но место России в списке может быть обусловлено и протяженностью страны, полагает Ярослав Лисоволик из Deutsche Bank.

Впрочем, сопоставимые по протяженности и уровню развития страны впереди: Китай на 30-м месте, Индия на 39-м. Китай давно вкладывает значительные суммы в развитие логистики, а Россия возобновила инвестиции три года назад, отмечает Ольга Рыбaкова из логистической компании JLL. Вряд ли реальная ситуация в российской логистике настолько хуже других стран БРИК, сомневается в объективности рэнкинга Максим Шакиров из Colliers Int.

Главные проблемы – высокие цены на отправку стандартного контейнера и невозможность пересмотра условий контрактов. Отправка стандартного контейнера на экспорт обходится в России в $1565, импорт – в $1732. В Китае аналогичные затраты – $380 и $388, в Индии – $601 и $619.

Возможности улучшить ситуацию в логистике велики, но на это потребуется 5–10 лет, полагает Шакиров.