Цитата недели


С этой фразы начинается гипотетический сценарий установления в России жесткой диктатуры. Этот сценарий – одна из глав доклада американского Центра международных стратегических исследований. По словам автора Эндрю Качинса, этим сценарием он хотел показать опасность концентрации власти в руках одного человека.

Россия живет в условиях такой опасности последние 17 лет. Сердечный приступ Бориса Ельцина, реально имевший место перед вторым туром 1996 г., в принципе, мог привести к еще более крутому повороту в жизни страны. Проблема характерна и для других стран СНГ, например Казахстана. Но вряд ли разумно ожидать, что решать ее будут путем развития политических институтов в западном стиле. Зачем? Ведь можно опереться на собственные традиции.

Смерть Иосифа Сталина вызвала шок и вспышку нестабильности, зато в последующем смена генсеков происходила спокойно. Концентрация власти ослабла, большинство вопросов решались верхушкой КПСС коллегиально, сформировалась традиция борьбы при помощи аппаратных интриг без лишнего шума и насилия. Уход дряхлых генсеков 1980-х не приводил к заметным потрясениям. Аналогичную эволюцию пережил Китай, где третье поколение китайских руководителей, возглавляемое товарищем Цзян Цзэминем, в 2002–2003 гг. успешно передало власть четвертому поколению, возглавляемому товарищем Ху Цзиньтао.

Путин-премьер при Медведеве-президенте на фоне дальнейшего организационного усиления «Единой России» – шаг в том же направлении. Таким же путем движется и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, проведший недавно политическую реформу и укрепивший полномочия парламента, где есть только одна партия – президентская «Нур отан». В результате такой естественной эволюции власть будет частично размыта между несколькими «руководящими товарищами», а внутренняя политика сведется к аппаратным интригам, протекающим по четким правилам. Такая система со временем может начать деградировать по советскому образцу. Но обеспечивать смену «поколений руководителей» она вполне способна.