Другие миры созерцая

С опозданием, но Московский дом фотографии открыл в Манеже ежегодную выставку конкурса на лучший фоторепортаж о Москве

Нынешняя выставка «Серебряной камеры» явно выигрывает у предыдущих шести за счет того, что никаких случайных работ, ни одного незрелого, некачественного снимка на ней нет. Да и экспозиция организована лучше прежних – снимки напечатаны в разном формате. Однако на общем добротном профессиональном фоне участникам выделиться трудно, зато тенденции изменений восприятия города становятся отчетливее.

Первая – на фотографиях жизни меньше, чем искусства, чего раньше не случалось: на предыдущих конкурсах сюжеты часто казались интереснее снимков. Даже впервые задумываешься, что к этому ведут сами конкурсные номинации: «Архитектура», «Лица», «События и повседневная жизнь». Две предполагают портреты и пейзажи, и только третья, собственно репортажная, – действие. Но и в ней много созерцательности, словно фотографы перестали возмущаться, пугаться, удивляться, обвинять и печалиться, город и его обитатели только завораживают их своим безбрежным, непостижимым разнообразием. Он и они существуют сами по себе, по своим законам, как данность, где ни пожар, ни непрекращающаяся перестройка – не события.

Кажется, что занимающие фотографии выбеленные зимой московские улицы и дворики, мозаика раскрашенных многоэтажек, застилающая горизонт, насельники рынка «Коньково», бомжи на фоне рекламного глянца, беспризорные дети, молодые поэты и драматурги – абсолютно непознаваемые, не нуждающиеся в любви, понимании, сочувствии, опеке или восхищении объекты съемки.

Стоит, правда, заметить, что на выставке, к счастью, только два избыточно растиражированных лица – телеведущих Ивана Урганта и Владимира Познера. И что бы ни делал фотограф (а он снял их с детьми), этих лиц как будто и не видишь – взгляд замылили.

В общем, вторая тенденция – отказ от драматизма и эмоций. По крайней мере ярких. Но неявные есть. Один из самых запомнившихся снимков, исключительно тонких по цвету и композиции, – глухая стена дома, на которой только снежное облачко и маленькое окно с двумя камерами слежения.

Третье, что замечаешь на конкурсной выставке, – это то, что в электронном виде многие снимки выглядят лучше, чем в печати. Чтобы убедиться, можно зайти на сайт mdf.ru, посмотреть все серии, которые пока существуют без имен авторов, только под секретными шифрами, и заодно поучаствовать в зрительском голосовании.