Фонды едут к дилерам

Инвестфондам в 2007 г. понравились автодилеры – они приобрели доли в Genser и «Инком-авто». В этом году можно ожидать еще несколько таких сделок
Д.Гришкин

Контролер. Игорь Пономарев

совладелец Genser. «Когда у тебя появляется реальный сторонний акционер, начинаешь оттачивать свои внутренние процедуры так, как никакая консалтинговая компания не научит»

Зачем покупают

В феврале фонд Volga River One Capital Partners выкупил допэмиссию Genser (дилер Nissan, GM и Ford) и стал владельцем 33% акций холдинга. Одним из условий сделки было участие представителей Volga River One в стратегическом управлении Genser. Тогда же стало известно об аналогичной сделке между AIG-Interros Russia Century Fund и «Инком-авто» (дилер ВАЗ, УАЗ, Daewoo, Fiat, Hyundai, Kia, ГАЗ и др.). Фонд выкупил допэмиссию и получил 9,9% акций дилера, а президент и гендиректор AIG-Interros Шарлотта Филиппс вошла в совет директоров «Инком-авто».

В этом году можно ждать завершения еще минимум двух сделок. Alfa Capital Partners и другие структуры «Альфа-групп» получат крупный пакет акций группы «Независимость» (дилер Audi, Volkswagen, Land Rover, Jaguar, Volvo, Mazda, Ford, Peugeot). Об этом «Ведомостям» рассказали несколько инвестбанкиров и топ-менеджер крупного автодилерского холдинга. Информацию подтвердили два источника в разных структурах «Альфа-групп». Один из них уточнил, что речь идет о 50%, а сумма сделки составит около $280 млн. О такой же сумме говорит и топ-менеджер крупного автодилерского холдинга. Представители «Независимости» и Alfa Capital Partners от комментариев отказались.

В апреле 2007 г. о поиске финансового инвестора объявил и «Атлант-М» (дилер GM, Volkswagen, Ford, Toyota, Audi, Mazda, Skoda, Kia, Citroen). По словам его финдиректора Тимофея Марцынкевича, «сделка прорабатывается» и ее завершения можно ждать в 2008 г.

Суммы уже закрытых сделок их участники раскрыть отказались. Конкуренты и аналитики оценили их примерно в $25–30 млн каждую. «Фонды, как правило, рассчитывают удвоить вложения в течение трех лет», – напоминает Максим Арефьев, исполнительный директор управления инвестиционно-банковской деятельности «Тройки диалог» (консультирует «Атлант-М»).

По предварительным расчетам PricewaterhouseCoopers, россияне в 2007 г. потратили на покупку автомобилей $29 млрд – на $5 млрд больше, чем годом раньше, и почти втрое больше, чем в 2001 г. В 2008 г., ожидает партнер компании Стэнли Рут, эта цифра вырастет еще на $3 млрд. «Рост рынка постепенно замедляется, но динамика все еще внушительная, причем все большая часть роста приходится на регионы», – говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Чтобы профинансировать региональную экспансию, дилеры и привлекают инвесторов, считает он. «Увеличив капитал в результате сделки, мы получаем дополнительный кредитный рычаг, который позволит нам реализовать планы развития в России и на Украине», – подтверждает Марцынкевич из «Атлант-М».

Зачем продают

Действительно, крупные дилерские холдинги в прошлом году объявляли о масштабных планах завоевания регионов: «Автомир» пообещал построить 30 региональных дилерских центров в течение трех лет, Genser – создать за это же время региональную сеть из 30–40 центров, а «Инком-авто», по словам финансового директора холдинга Сергея Соловьева, уже в 2008 г. планирует довести долю региональных продаж до 30–35% против примерно 15% в 2007 г.

Строительство и оборудование дилерского центра обходится в среднем в $2500 за 1 кв. м, говорит Соловьев. То есть средний центр площадью 2500 кв. м обходится примерно в $6,25 млн без учета стоимости земли. Другой путь – присоединение существующих центров. «В ближайшие годы мы ожидаем сделок M&A в авторитейле. И фонды помогают компаниям в таких сделках», – говорит управляющий партнер Volga River One Capital Partners Алексей Панферов.

Владельцы автодилеров продают долю стороннему инвестору, когда не могут эффективно развивать бизнес за счет долгового финансирования, считает финансовый директор холдинга «Автомир» Василий Пташинский. «Автомиру», по его словам, для реализации инвестпрограммы пока хватает собственных и заемных средств, поэтому «планов [продажи доли инвестору] на ближайший год нет». Холдинг, говорит Пташинский, собирается размещать CLN и привлекать синдицированные кредиты (об облигациях автодилеров см. таблицу). «Единственный проект, на который нам требовались существенные дополнительные средства, – [дилерская деревня] Major City. Для него мы обошлись заемными средствами», – говорит Анна Трофимова, руководитель PR-отдела Major. Возможность продажи доли в компании инвестору она обсуждать не стала.

«Привлечение дополнительных инвестиций – вообще не главная причина [привлечения финансового инвестора]», – возражает совладелец Genser Игорь Пономарев. Гораздо важнее, по его словам, возможность привести структуру компании и внутренние процедуры в соответствие со стандартами корпоративного управления. К тому же фонд, продолжает он, глядя на действия компании со стороны, «может оценить, правильным ли путем ты идешь». «Мы рассчитываем, что новый акционер поможет нам подготовить компанию к выходу на биржу», – соглашается Марцынкевич из «Атлант-М». Надеются на это и в «Инком-авто». «Мы планируем IPO в среднесрочной перспективе и рассчитываем, что хороший инвестор поможет создать публичную историю», – говорит Соловьев.