Американская помощь в $800

Борьба с рецессией может стоить бюджету США $140–150 млрд (1% ВВП). Зато налогоплательщики могут получить до $800

Кто больше. $110

миллиардов. Сенатор Хиллари Клинтон сначала хотела увеличить расходы бюджета на $70 млрд (помощь должникам по ипотеке и беднякам), а затем высказалась за возврат подоходного налога на $40 млрд.

$75

миллиардов. План другого кандидата – Барака Обамы обошелся бы бюджету в $75 млрд.

Американские политики в поиске предвыборных налоговых подарков. Чтобы избежать рецессии (спад ВВП два квартала подряд), необходимы налоговые послабления, уверены и республиканцы, и демократы.

Президент Джордж Буш в пятницу заявил в конгрессе, что пакет стимулирующих мер может «весить» 1% ВВП. До этого чиновники администрации США определяли его стоимость в $100–150 млрд, а председатель Федеральной резервной системы (ФРС) Бен Бернанке утверждал, что налоговые льготы ценою в $100 млрд дадут существенный эффект. Демократы предполагали обойтись в 1,5–2 раза меньшей суммой.

ФРС в опубликованной на прошлой неделе «Бежевой книге» допускает возможность начала рецессии не раньше 2009 г. Экономика продолжает расти, налоговые льготы должны помочь ей следовать этим курсом, уверен советник Буша по экономике Эд Лазир. С другой стороны, некоторые показатели, например резкое снижение индекса промышленной активности Резервного банка Филадельфии, показывают, что рецессия, возможно, уже началась.

Налоговый пакет Буша предполагает временное снижение налогов с возможностью пролонгации его действия. Похожие меры Буш предпринял в 2001 г. (см. врез), когда лопнул пузырь на рынке Nasdaq, а экономика замедлилась. Это помогло увеличить потребительские расходы и остановить непродолжительную рецессию, уверен Бернанке, ранее – экономический советник Буша.

Чиновники администрации США говорили, что готовы вернуть одиноким американцам до $800 из уплаченного ими подоходного налога, а семейным парам – до $1600. Конгрессмены-демократы предлагают не распространять эти льготы на налогоплательщиков, зарабатывающих больше $85 000 в год. Но они хотят, чтобы безработные и бедняки, не платящие подоходный налог, получили ту же сумму из бюджета.

Белому дому обе идеи не нравятся. Подоходный налог не платят 57 млн из 149 млн домохозяйств США, подсчитал Джейсон Фурман из Brookings Institution. У 30 млн из них есть заработки, но они не платят с них налог благодаря высоким вычетам.

Есть «подарки» и для компаний (детали пока не известны). Налоговые вычеты для них должны действовать больше года, цель – стимулировать их к немедленным инвестициям, заявил министр финансов Генри Полсон. Чиновник администрации сказал WSJ, что пакет налоговых послаблений позволит создать 0,5 млн рабочих мест.

В 2001–2004 гг. компаниям было разрешено сразу вычитать из базы налога на прибыль 30–50% затрат на инвестиции в машины и оборудование. Это дало ВВП дополнительные 0,1–0,2% и 0,1–0,2 млн рабочих мест, подсчитал Университет Мичигана. Тогда многие компании не могли воспользоваться вычетом из-за убыточности, сейчас же прибыли не упали и мера была бы очень кстати, считает экономист минфина Филлип Суэйджел.

Буш уверен, что в стимулирующем пакете должны быть только налоговые послабления, но не увеличение госрасходов. Это не нравится демократам.

Нужны адресные меры, которые помогли бы плательщикам ипотечных кредитов и беднякам, страдающим от роста цен на топливо и другие товары, считает сенатор Макс Бокас. Еще демократы предлагают увеличить расходы на страхование от безработицы и выплаты штатам из федерального бюджета.

Буш переплюнул демократов: пакеты мер, предложенные их кандидатами в президенты, были не столь велики (см. врез).

Законодатели могут быстро утвердить разовые налоговые послабления, которые дают быстрый эффект, уверяют сторонники этого подхода. Бюджетный офис конгресса полагает, что важнее было бы снизить обычные ставки подоходного налога. Бороться с рецессией – дело ФРС, которая может понижать ставку, а налоговые меры станут законом слишком поздно и не помогут, полагает Билл Томас из American Enterprise Institute. Трансферт из бюджета гражданам и рост их расходов не увеличат рост ВВП, ведь финансировать налоговую льготу государству придется за счет роста госдолга, пишет в редакционной статье WSJ: «Налоговые стимулы влияют на поведение экономических агентов, только если это постоянная мера, позволяющая работникам и инвесторам понимать, чего ждать и какие риски брать на себя».