Москва-парковочная

Столичные власти собираются направить на строительство гаражей-стоянок 195 млрд руб. до 2010 г. Но проблему это все равно не решит

Маловато. 318 800

машино-мест. оборудовано в Москве в 2005–2007 гг., по данным мэрии. Это около 106 000 в год. По нормам на 50 кв. м возводимой недвижимости необходимо одно машино-место. Москва ежегодно вводит около 5 млн кв. м жилья и 2 млн кв. м коммерческой недвижимости, т. е. нужно строить не менее 140 000 машино-мест в год.

До 2010 г. в Москве должно быть построено 395 000 машино-мест, говорится в проекте целевой программы гаражного строительства на 2008–2010 гг. (есть в распоряжении «Ведомостей»), который сегодня рассматривает столичное правительство. По официальным данным, сейчас обеспеченность москвичей машино-местами составляет 47% (1,23 млн организованных машино-мест на 2,64 млн легковых автомобилей), с учетом роста автопарка примерно на 3% в год эту цифру планируется довести к 2010 г. до 56% (1,62 млн мест на 2,88 млн авто). Правда, Московский транспортный союз дает другие цифры: к 2010 г. автомобилей будет более 4 млн.

Реализовать программу московские власти надеются за счет инвесторов – из бюджета запланировано всего 3 млрд руб. В документе указывается, что «существует проблема подбора инвесторов, так как срок окупаемости составляет от восьми до 10 лет». Строительство парковок снижает рентабельность проектов, особенно торговых, где парковки бесплатные, объясняет Дмитрий Канунов из Knight Frank.

Гендиректор «Штрабаг» Александр Ортенберг говорит, что в последнее время столичные власти заставляют застройщиков предусматривать подземные парковки при строительстве: одно место на 60 кв. м в офисе и одно место на одну квартиру. Эти меры улучшат ситуацию, но в городе очень много старых зданий без парковок, указывает он. «Во всем мире существуют отдельные платные гаражи; чтобы построить такие в Москве, необходимо переложить безумное количество коммуникаций, в итоге проект будет окупаться по 15 лет. За рубежом инвесторы готовы ждать, а российские – вряд ли», – заключает Ортенберг. По его оценке, стоимость одного машино-места в подземном гараже может достигать $70 000; как правило, такие проекты за рубежом реализуются в партнерстве с местными властями.