Фабрика встреч открыта для разного искусства

В Праге начинает работу большой международный центр современного искусства Meetfactory, где могут жить и работать художники со всего мира

Скандальная слава чешского художника вышла на международный уровень – это и позволило ему осуществить давнюю мечту. Давиду Черному удалось получить заброшенное здание недалеко от центра города и деньги на его реконструкцию. Фабрика встреч заработала

– Какие мировые аналоги есть у Meetfactory?

– В мире есть несколько таких центров. Во-первых, конечно, P.S.1 в Нью-Йорке. Еще Bethanien в Берлине. Tacheles – тоже в Берлине. Он, правда, в последнее время сделался несколько коммерческим. Потом Mousonturm во Франкфурте, хотя там только четыре студии, а у нас будет 15–18. Есть и другие арт-центры, в том числе и в Праге. Но обычно это просто галерея и несколько студий для художников. Либо наоборот, залы для выставок, но нет студий. А у нас будет конгломерат. Мне бы хотелось, чтобы там были представлены все жанры искусства. У нас будет один из самых больших залов в Праге – на 1200 человек.

– Центр уже работает?

– Реконструкция, как видите, еще не вполне закончена. Денег, понятно, не хватает – площадь здания – 5500 кв. м. Потратишь миллион и не заметишь. Мы сделали торжественное открытие для общественности. Десять дней у нас проходили концерты, театральные представления, фильмы, другие акции. К нам приехали несколько резидентов. Но это было веселое предисловие. Сейчас мы работаем над тем, чтобы с этого года центр заработал в полную силу.

– Кто эти первые резиденты?

– Один человек из Австралии, француженка, два поляка, турецкая художница, словаки, немец.

– Что нужно, чтобы стать вашим резидентом?

– Послать нам заявление – форма есть на нашем интернет-сайте. Дальше ваше заявление будет рассматривать отборочная комиссия.

– У вас могут работать только художники?

– Нет, у нас тут делают и фотографические проекты, и видеоарт, будут готовить театральные представления. Будет и кинопроект. Группа PSH будет делать мультимедиальное представление с лазерами.

– Что вы предлагаете художникам кроме мастерских?

– У нас есть трехмерный сканер, Google хочет сделать для нас мультимедиальную лабораторию – как раз сейчас мы ведем об этом переговоры. Этажом ниже у нас сейчас четыре девушки работают над проектом производства фильма совместно с пациентами психиатрической клиники – они учат их работать с киноматериалами, снимать, монтировать. Так что у нас тут, разумеется, будет монтажная. Будет звукозаписывающая студия. Я работаю над скульптурной мастерской. Еще я хочу сделать мини-школу для студентов художественных вузов и училищ, чтобы они могли работать здесь над своими дипломами.

– Каким проектам будет отдаваться предпочтение?

– У нас по каждому виду искусства будет совет. Драматургический совет для театральных проектов, художественный – для изобразительного искусства. Так что все зависит не от меня.

– Какова главная идея центра?

– Я бы хотел, чтобы различные художники и артисты общались между собой. Здесь будет студия художника, под ней – звукозаписывающая студия, над ней – галерея: наш центр должен предлагать большее разнообразие в отличие от схемы, когда человек приезжает в какой-нибудь город, снимает ателье и сидит там как сыч. Приехав к нам, художник попадает в сообщество других художников. Прага