Большой переход: Уйти, чтобы остаться


В стране осуществился Большой переход. Впервые в новейшей истории России действующий глава государства покинул свой пост на пике популярности, имея все возможности остаться. Впервые к власти пришел совсем молодой человек, которого и по происхождению, и по образованию можно назвать интеллигентом. Впервые во главе правительства встанет не «технический премьер», а независимый и сильный политик, автор действующей модели государства. Каких последствий следует ожидать от этих перемен?

Люди Медведева концентрируются в трех сферах деятельности: 1) в правоохранительной системе РФ (суды, прокуратуры, ФАСП и др.); 2) в аппарате правительства и администрации президента; 3) в крупных коммерческих структурах, связанных с государством, прежде всего в «Газпроме», Газпромбанке, «Газпром-медиа». Есть и такие, кто активно занялся частным предпринимательством, например, нефте- и газотрейдерством (традиционным бизнесом российских президентов), лесной и деревообрабатывающей промышленностью, а также девелоперской деятельностью. Этот бизнес тесно связан с государственными интересами, в частности со строительством олимпийских объектов в Сочи.

План Б

План Большого перехода был изящным, хотя и содержал рискованные моменты. Парадокс состоял в том, что сохранение власти требовало ухода с главного поста страны. Только покинув президентское кресло, Путин сохранял уважение и россиян, и мирового сообщества. Только уйдя в тень, он мог рассчитывать вернуться триумфатором.

План Большого перехода содержит три фазы: 1) уход на незначительную от Кремля дистанцию; 2) передача власти доверенному лицу; 3) возвращение в Кремль. Каждый этап плана имеет свои сильные и слабые стороны. Добровольно уйти, отказавшись от власти, – это сильный ход. Не потерять при этом влияния – риск. Найти политика, настолько преданного, что он не будет перетягивать одеяло на себя, а в нужный момент уступит высший пост в стране, – задача сложная, почти невыполнимая.

Существующая политическая система предлагала несколько вариантов: возглавить правительство или одну из палат парламента. Путин выбрал первый сценарий, который, безусловно, являлся самым сильным. Казалось бы, премьер-министр в нынешней ситуации – фигура априори вторичная. Ведь он контролирует всего только половину правительства – так называемый «экономический блок», в то время как силовики подчиняются прямо президенту.

Может быть, силовики втайне останутся в подчинении Путина? Да, в России есть определенный зазор между политической системой де-факто и де-юре. Но реальная расстановка сил все же не может быть абсолютно оторванной от законодательной базы. Конституционные положения ясно говорят, что именно президент страны возглавляет Совет безопасности, является Верховным главнокомандующим, назначает высшее командование Вооруженных сил, утверждает военную доктрину и при необходимости вводит военное положение. У Путина не остается официальных возможностей для руководства силовыми структурами. Это может означать только одно: Путин сделал такой выбор и в этом заложен какой-то смысл. Возможно, он устал быть связанным одной цепью со своими друзьями-сослуживцами, или с частью из них. Возможно, назрела потребность провести чистку в их рядах и сделать это удобнее чужими руками.

Люди Медведева

Среди друзей Дмитрия Медведева тоже есть силовики. Например, его сокурсник Николай Винниченко еще в конце 2004 г. был назначен руководителем Федеральной службы судебных приставов. Другой сокурсник – Константин Чуйченко – в свое время работал в органах госбезопасности. Но сейчас в основных силовых структурах – ФСБ, СВР, МВД, МО – друзей Медведева не обнаружено. Тайных ключей от «силового заповедника» у нового президента, видимо, нет.

Студенческие друзья и коллеги Медведева по работе в Петербургском университете стали массово переезжать в Москву в 2005 г., что совпало с переездом самого Медведева из Кремля в Белый дом. Сейчас его команда состоит из двух частей: одна часть относится и к команде Путина (например, Алексей Кудрин, Дмитрий Козак, Аркадий Дворкович, Сергей Фурсенко, Эльвира Набиуллина, Наталья Тимакова, Игорь Шувалов, Владимир Коган). Другую часть можно по праву назвать собственной «командой Медведева», к которой, по нашим данным, можно отнести минимум 55 человек.

Команда Медведева более чем наполовину состоит из дипломированных юристов (28 из 55 человек, или 50,9%). Основные ведомства, где влияние людей Медведева наиболее заметно, – это Высший арбитражный и Конституционный суды, Федеральная служба судебных приставов, Генеральная прокуратура и Минюст. Опыт работы в «осколках» КГБ имели 9,1%, в МВД – 2%, в прокуратуре – 14,5% членов команды. Еще одна особенность команды Медведева – значительная ее часть была связана с преподавательской деятельностью в университетах, т. е. может быть причислена к интеллигенции. Сейчас многие из них сменили профиль деятельности и работают в экономических ведомствах (МЭРТ, РФФИ, Росимущество, Росстрой, Роспром).

70,9% соратников нового президента находятся на госслужбе. Занимают посты первого уровня (министры и руководители федеральных ведомств, высшие руководители администрации президента и аппарата правительства, руководители высших судебных инстанций, депутаты парламента) 51,3% от тех, кто находится на госслужбе (или 36,4% от численности всей команды), посты второго уровня (замминистра, заместители руководителей и проч.) – 43,6%, остальные занимают посты третьего и ниже уровней.

69,1% – выходцы из Санкт-Петербурга, что позволяет предположить, что питерское землячество в федеральных органах власти в ближайшие четыре года продолжит расширяться.

Сейчас, до того как Медведев стал действующим президентом РФ, члены его команды занимают весьма скромные позиции во власти. Надо оговориться, что этот анализ не претендует на полноту.

Новый баланс сил

Президент Дмитрий Медведев получает под свой контроль администрацию президента, силовой блок правительства, Совет безопасности, МИД и суды.

Если бы Владимир Путин ограничился постом премьер-министра, то в его юрисдикции находился бы только экономический блок правительства. Но картина изменилась, когда Путин стал председателем крупнейшей партии страны. «Единая Россия» имеет большинство в обеих палатах российского парламента, следовательно, ее глава претендует на то, чтобы контролировать и Совет Федерации, и Госдуму, от которых, в свою очередь, зависит состав Счетной палаты. Кроме того, «Единая Россия» имеет 62,5% в региональных парламентах.

В совместной юрисдикции премьера и президента останутся губернаторы, Центральная избирательная комиссия, Центробанк и Генпрокуратура. В этих институтах власти президент вносит представление по кадровому составу, а легислатуры, контролируемые премьером, утверждают руководителей.

Премьер-председатель становится публичной фигурой. Именно он будет определять кадровую политику по всей стране. Это потребует переформатирования партии, введения в состав ее высшего совета ключевых политиков. Руководящие органы ЕР станут новым центром принятия решений, а бюро высшего совета ЕР вполне может претендовать на роль советского Политбюро.

Меритократия ли?

Предположим, что силовики уходят в тень. Будет снижаться и влияние поколения политиков, которые прошли становление в советской номенклатуре (их до сих пор более 30%). Вполне вероятно, что Медведев приведет в Кремль интеллектуалов, технократов, предпринимателей. Можно прогнозировать и рост влияния интеллигенции в политической жизни страны. Все это очень похоже на то, что обществоведы называют меритократией.

Но это еще не меритократия. Разовый вброс людей с высокими умственными способностями хорош, но сам по себе не меняет селективную систему. Через короткое время интеллектуалы обюрокрачиваются и начинают подчиняться законам функционирования аппарата, а не естественному отбору, который только и способен выявлять лучших из лучших.

Для меритократии важнее не просто собрать группу умников, а изменить сам принцип кадрового отбора. В этом и состоит сложность.