Lada съедает чистую прибыль

Увеличение продаж Lada позволило «АвтоВАЗу» в январе – марте увеличить выручку более чем на треть по сравнению с I кварталом 2007 г. Но у автозавода начала падать прибыль: слишком быстро растут себестоимость производства и коммерческие расходы
Д. Гришкин

Дивиденды. 535,6

миллиона рублей составит общая сумма дивидендов, которые совет директоров «АвтоВАЗа» в пятницу рекомендовал утвердить собранию акционеров. Это 13,58% от чистой прибыли за 2007 г. Акционерам выплатят 0,29 руб. на акцию.

ОАО «АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Выручка – 154,6 млрд руб. (2007 г., РСБУ). Чистая прибыль – 3,95 млрд руб. Продажи – 770 000 машин (2007 г.). Капитализация – $5,03 млрд (РТС).

Чистая прибыль «АвтоВАЗа» в январе – марте снизилась до 281 млн руб. – в 2,3 раза по сравнению с I кварталом 2007 г., говорится в квартальном отчете компании по РСБУ. До этого чистая прибыль автозавода росла в течение последних трех лет (см. диаграмму). Выручка увеличилась с 28,436 млрд до 37,784 млрд руб.

Как сообщили «Ведомостям» в пресс-службе «АвтоВАЗа», снижение связано с опережающим ростом себестоимости продукции «АвтоВАЗа» над темпами роста выручки.

Себестоимость проданной продукции по сравнению с январем – мартом 2007 г. выросла примерно на 39%, говорится в отчете компании. Причина – увеличение стоимости товарно-материальных ценностей и удорожание газа, электроэнергии, теплоносителей и железнодорожных перевозок. С начала года цены на металлы выросли более чем на 30%, на энергоносители – в среднем по стране на 15%, говорит управляющий директор AG Capital Александр Агибалов.

Рост себестоимости повлиял также и на снижение валовой прибыли «АвтоВАЗа», отмечает генеральный директор аудиторской компании «Старовойтова и партнеры» Елена Старовойтова: она сократилась с 3,329 млрд руб. до 2,926 млрд руб. А аналитик Собинбанка Юрий Голбан считает, что валовая прибыль сократилась из-за падения прибыли от продаж (почти на 45% до 1,192 млрд руб. за отчетный период этого года). Прибыль от продаж пошла вниз из-за возросших коммерческих расходов – на 51% к январю – марту прошлого года. В I квартале 2007 г. она составляла 1,734 млрд руб. В отчете «АвтоВАЗа» за 2007 г. увеличение коммерческих расходов объяснялось выплатой премий дилерам за реализацию автомобилей по рекомендованной розничной цене, напоминает Старовойтова. Однако поднимать цены на автомобили пропорционально росту себестоимости производства и коммерческих расходов невозможно из-за нарастающей конкуренции, комментирует Старовойтова трудности тольяттинского автозавода.

Гендиректор «Гермес-Лады» (дилер «АвтоВАЗа») Александр Чулков говорит, что в этом году его компания никаких премий не получала, а вот в прошлом году автозавод компенсировал дилерскую наценку после акции по снижению цен на Lada Kalina.

Выручка автозавода выросла за счет роста продаж линейки Lada и увеличения доли более дорогостоящих моделей в общем объеме продаж этих машин, объясняет пресс-служба. По данным компании, за январь – март в России было продано около 144 700 машин Lada – это на 20,2% больше, чем в I квартале 2007 г.

Снижение чистой прибыли и удорожание производства машин сказались на рентабельности, отмечает Голбан: в I квартале 2007 г. чистая рентабельность «АвтоВАЗа» составляла 2,27%, а в 2008 г. – уже 0,74%. Рентабельность по EBITDA также уменьшилась с 12% в I квартале 2007 г. до 7% в 2008 г., подсчитал Голбан. При дальнейшем росте цен на металлы эти показатели продолжат снижаться, говорит он. Рентабельность продаж сейчас опустилась до 3,15% (в I квартале 2007 г. она составляла 8,69%, а по итогам 2007 г. – 5,01%), добавляет Старовойтова. Чтобы сохранить рентабельность, заводу нужно повышать цены либо сокращать производственные издержки, считает Агибалов. Цены на вазовские автомобили повысились в среднем на 1% с 5 мая, перед этим «АвтоВАЗ» поднимал цены почти год назад.

По мере снижения прибыли «АвтоВАЗа» сокращаются источники собственных средств для расширения производственной базы, но отсутствие убытков позволяет покрывать текущие затраты и поддерживать производство в существующих объемах, говорит Старовойтова.