Длинная спекуляция

С начала нынешнего года нефть подорожала уже на 35%, вчера стоимость барреля WTI превысила $130

Виноваты спекулянты, уверен начальник аналитического отдела БКС Максим Шеин: «Фундаментально нефть должна бы стоить $90–100, учитывая $60 себестоимости и обесценение доллара. Однако, несмотря на рецессию в США и отсутствие признаков роста спроса на нефтепродукты в Европе, за три месяца спекулятивных гонок нефть дошла уже до $130».

«Невозможно определить точно, сколько спекулянты добавляют к цене на нефть, – предупреждает стратег Альфа-банка Эрик Депой. – Есть мнение, что 30% и еще 5–10% добавляет долларовый фактор». Цены на нефть двигаются очень быстро, замечает он, за последние четыре дня контракты на декабрь 2016 г. взлетели на 17% и торгуются на уровне $140. «Очень важный с психологической точки зрения момент, – уверен Депой. – На рынке всегда есть краткосрочные спекулянты, но если уже и долгосрочные спекулянты покупают фьючерсы по таким ценам, значит, они видят цены на нефть гораздо выше». Анна-Луиза Хиттл из Wood Mackenzie также заметила, что инвесторы смотрят не на кратко-, а на среднесрочные перспективы, и полагает, что в будущем с удовлетворением спроса на нефть станет сложнее. С января фьючерсы на 2016 г. выросли почти на 60%, тогда как фьючерсы на ближайший месяц – только на 35%.

Цены растут из-за того, что крупные инвестбанки повысили прогнозы, думает Наталья Мильчакова из ФК «Открытие»: например, Goldman Sachs ожидает во 2-м полугодии 2008 г. $141 за баррель, а через два года – $150–200 за баррель. «Это подтверждает, что фьючерсы на нефть – в большей степени финансовый актив, рынок нефти мало связан с событиями в реальном секторе», – говорит Мильчакова и выражает мнение, что в случае потрясений в мире или военной угрозы «$200 за баррель станут реальностью». «Мысли, что мировая нефтедобыча достигла пика, верны они или нет, овладевают рынком и поддерживают высокие цены», – сетует Нил Макмэйон, аналитик Sanford Bernstein.

Вчера цена на нефть побила очередной рекорд: баррель марки WTI подорожал на Нью-Йоркской товарной бирже до $132.

100%-ная доходность инвестиций в нефть за последние полтора года может с легкостью поспорить с отдачей, которую приносит инвесторам фондовый рынок, – с начала года баррель WTI подорожал на 35%.

Стратег Deutsche Bank Ярослав Лисоволик считает, что спекулятивная составляющая, если она и есть, точно не определяющая – прежде всего причина в недостатке предложения.

Если ОПЕК в сентябре увеличит квоты, это может привести к краткосрочной коррекции, но растущий тренд останется, уверена Мильчакова. Она ожидает, что экспортные пошлины на Urals не будут расти опережающими темпами и это поможет российским нефтяникам увеличить прибыль: «За II квартал экспортная пошлина вырастет на 19%, а цена Urals – на 29–30%».