Линда Кук: «Ключ к успеху – поддержка мужа», - Линда Кук, исполнительный директор Shell Gas & Power

Линда Кук – единственная женщина – топ-менеджер в нефтегазовой отрасли. Financial Times и Forbes ежегодно признают ее одной из самых влиятельных бизнес-леди мира. Но ее влияние может еще увеличиться: в 2009 г. гендиректор Shell Йерун ван дер Вир уходит на пенсию и Кук прочат на его место
Shell

Gas & Power

Сжижение и транспортировка природного газа. Продажи СПГ в 2007 г. – 13,18 млн т. Выручка – $17,04 млрд. Чистая прибыль – $2,79 млрд. Shell Gas & Power на 100% принадлежит Royal Dutch Shell.

Royal Dutch Shell

частная нефтегазовая компания. Переработка нефти — 148 млн т в год. Количество заправочных станций в мире — 46 000. Выручка — $355,78 млрд (2007 г.), чистая прибыль — $31,93 млрд, капитализация — -$250,2 млрд. Почти 100% акций находятся в свободном обращении. Royal Dutch Shell – третья по величине частная нефтегазовая компания в мире (в 2007 г. добыла 91 млн т нефти, 229,99 млн т газа).

Время Линды Кук расписано по минутам, и для «Ведомостей» она нашла лишь полчаса. Мы встретились за чашкой кофе в отеле Hilton, расположенном в самом сердце Лондона – на Тули-стрит, что недалеко от Тауэрского моста. Миловидная улыбчивая блондинка в элегантном черном костюме, Кук кажется олицетворением женственности и мягкости. Но среди сотрудников Shell Линда Кук пользуется репутацией жесткого и принципиального руководителя.

«Мужская работа закалила мой характер»

«Твердость и настойчивость в переговорах – это то, что я ценю в себе, коллегах и партнерах по бизнесу», – говорит мне Кук после непривычно жесткого для женщины рукопожатия. На вопросы отвечает лаконично, и переспрашивать бесполезно – если Кук не хочет отвечать на расспросы журналиста, она этого делать точно не будет.

«Много раз я переживала то, что обычно переживают мужчины, приходилось решать сложные задачи, и это закалило характер, сделало его более жестким. Пошло ли мне это на пользу? Видимо, да, раз я там, где я есть сейчас. Я считаю, что сделала фантастическую карьеру», – говорит Кук.

На работу в американское подразделение Shell Кук пришла сразу после окончания в 1980 г. Университета Канзаса по специальности «технологии добычи нефти». «Почему меня привлекла нефтегазовая отрасль? Только здесь сочетаются экономика, математика, химия и геология, а мне это безумно интересно, а еще я обожаю большие проекты», – говорит Кук.

Кук работала на различных технических и управленческих должностях, когда в 1998 г. ей предложили возглавить подразделение по стратегии и бизнес-развитию в головном офисе Shell в Голландии. В 2000 г. Кук становится CEO подразделения Gas & Power («Газ и энергия»), но в 2003 г. ее назначают главой Shell Canada. Вернуться обратно в Shell Gas & Power Кук пришлось в октябре 2004 г., когда в компании разгорелся скандал с завышением запасов нефти и газа и своих постов лишились гендиректор Shell Филип Уоттс, его зам Вальтер ван дер Вейвер.

Ставка на СПГ

Подразделение Gas & Power – самое важное для Shell со стратегической точки зрения. В ведении Кук добыча природного газа, развитие производства сжиженного природного газа (СПГ), технология GTL (переработка природного газа в топливо), а также газовый трейдинг и альтернативные виды топлива. Ставку на активное развитие СПГ Shell сделала несколько лет назад, а производить его компания начала в 1972 г., став одним из соинвесторов строительства завода СПГ в Брунее.

Сегодня Shell – вторая международная нефтегазовая компания по объему добычи газа после ExxonMobil и лидер среди международных нефтегазовых компаний в производстве СПГ, в чем немалая заслуга Кук. Добыча компании в 2007 г. составила 3,2 млн баррелей нефтяного эквивалента в день, 44% пришлось на газ (для сравнения: у ВР – 39%). С 2000 г., когда Кук возглавила Shell Gas & Power, по 2007 г. добыча газа в компании увеличилась лишь на 0,02% до 220 млн куб. м, а вот производство СПГ – на 76% до 13,2 млн т.

«Мы рано поняли, что газ будет играть очень важную роль в балансе мирового энергопотребления, потому что это более экологичный вид углеводородов [чем уголь и нефть] и большинство электростанций сейчас строятся с учетом потребления газа, – говорит Кук. – Но если природный газ вы можете доставить только по трубе из точки А в точку Б, то с завода СПГ вы можете доставить газ в любую точку мира. Именно поэтому в скором времени СПГ будет гораздо более конкурентоспособным, чем раньше». В ближайшие 10–20 лет спрос на природный газ будет расти на 3% в год, а спрос на СПГ – на 7–10%, прогнозирует Кук. До 2025 г. Shell планирует ежегодно увеличивать мощности по производству СПГ на 50% (на 7 млн т).

Shell участвует в проектах СПГ в Брунее, Малайзии, Катаре, Австралии, Омане и Нигерии. Важную роль на рынке СПГ будет играть Россия и проект «Сахалин-2», подчеркивает Кук. С 2008 г. там ежегодно будет производиться 9,6 млн т СПГ, что позволит увеличить Shell производство СПГ до порядка 18 млн т. Но проект выгоден и России, подчеркивает Кук, ведь он откроет ей абсолютно новые рынки сбыта газа – США, Японию, Корею и др.

По мнению Кук, «Сахалин-2» ждет большое будущее. «С самого начала мы хотели, чтобы там было более чем две линии по производству СПГ. И мы надеемся, что другие акционеры («Газпром», Mitsui и Mitsubishi. – «Ведомости»), а также российское правительство нашу точку зрения поддержат. Но мы должны быть уверены в дополнительных поставках газа, которые пойдут для третьей очереди «Сахалина-2».

Вопрос о том, не ведутся ли переговоры о поставках на мощности «Сахалина-2» газа с соседнего проекта «Сахалин-1» (основной инвестор – ExxonMobil), Кук обходит. Пока можно говорить только о возможности сжижения на заводе СПГ газа с нераспределенных участков вокруг «Сахалина-2» («Сахалинов-3, 4, 5». – «Ведомости»), подчеркивает она.

«Газпром» и Shell – это отличная комбинация»

«Газпром» стал партнером Shell по «Сахалину-2» в начале 2007 г., получив в операторе проекта – Sakhalin Energy 51% (доля Shell сократилась в два раза до 27,5%). Сделка сопровождалась громким скандалом и прессингом на проект со стороны различных проверяющих органов. Тем не менее о российских чиновниках и «Газпроме» Кук предпочитает говорить только хорошее.

Ни с какими особенными трудностями, кроме трудностей природного характера, Shell в России не сталкивается, уверяет она. «Наше взаимодействие с местными властями не труднее, чем в других странах. Вот, например, в Нигерии мы постоянно сталкиваемся с вопросами безопасности работы наших сотрудников, а в России такого нет».

«Я несколько раз встречалась с [предправления «Газпрома»] Алексеем Миллером и [зампредом правления «Газпрома»] Александром Медведевым, – рассказывает Кук. – Люди, которые управляют компанией масштабов «Газпрома», вызывают у меня чувство огромного уважения».

Shell и «Газпром» сразу сработались. «У «Газпрома» огромный опыт в разведке и добыче природного газа в России, а у Shell огромный опыт работы на шельфе и самый большой опыт из всех нефтегазовых компаний в производстве СПГ. Это отличная комбинация качеств, которая дает огромный потенциал».

Во время подписания предварительного соглашения по «Сахалину-2» между Shell, Mitsui, Mitsubishi и «Газпромом» в декабре 2006 г. президент России Владимир Путин пообещал, что работа иностранных инвесторов «Сахалина-2» этим проектом не ограничится. «Я очень надеюсь, что мы будем партнерами «Газпрома» в других проектах [в России], – отвечает Кук на мой вопрос о возможности привлечения Shell к разработке огромного шельфового Приразломного месторождения. – Но твердых договоренностей у нас пока нет».

«Цели стать лидером отрасли у нас нет»

Я прошу Линду Кук рассказать мне о том, какой, на ее взгляд, будет Shell через 20–30 лет и возможно ли слияние компании с BP, о чем периодически появляется информация в западных СМИ. «Спекулировать не хочется, но в одном я уверена точно: мы будем одной из крупнейших мировых нефтегазовых компаний, как и сейчас. Наши позиции в таких видах нефтегазового бизнеса, как нефтяные пески, СПГ, GTL, глубоководная разведка и добыча нефти, будут в ближайшие два-три десятилетия очень-очень сильными». При этом четкой цели стать лидером отрасли среди международных нефтегазовых компаний и обогнать по капитализации и добыче ExxonMobil у Shell нет.

Кто же будет возглавлять Shell после 2009 г.? «Этот вопрос решает только совет директоров, а у него еще есть время подумать», – скромно отвечает Кук, но не отрицает, что является одним из кандидатов на должность наряду с финдиректором Shell Питером Восером и исполнительным директором Shell Exploration & Production Малкольмом Бриндедом. ЛОНДОН

Штрихи к портрету

Дети У Линды Кук один сын и две дочери. Дети в старшем подростковом возрасте – уже почти взрослые, говорит она. «Совмещать карьеру и семью для женщины очень трудно. Не могу сказать, что у меня всегда это получалось хорошо. Но точно возможно делать карьеру и быть счастливой в личной жизни». Муж Ради счастья жены Стивен Кук несколько лет назад был вынужден оставить карьеру газового трейдера. «После перевода в Европу в 1998 г. мы начали много путешествовать, ездить за границу. И чтобы быть со мной и помогать заботиться о детях, мой муж решил пожертвовать работой и не жалеет об этом», – говорит Кук.