Рукодельники

В фонде «Эра» открыли выставку, посвященную пятилетию премии «Мастер», и наградили новых лауреатов

Премия «Мастер» – долгожитель, потому что непритязательна: ее денежное выражение очень скромное, церемонии вручения нет. Есть премии с символическим призом (Гонкуровская – 10 евро), но престижные. Про «Мастера» и такого не скажешь. Группа искусствоведов и пишущих критиков выбирает лучшего художника года, ставя галочки в списке. Без пафоса, больших бабок, международного жюри и пиар-кампании. И название премии старомодное: художники давно ранжируются по успешности, модности и цене, мастерство – не критерий.

Но пафос и деньги хлынули в наше искусство с такой силой, что самого искусства за ними и незаметно, и вообще как-то душно и тошно от них стало. А прочитав список лауреатов за пять лет – Нина Котел, Батынков, Затуловская, Пивоваров, Красулин, Норштейн и Ярбусова, Джикия, Булатов, Янкилевский, Цветков, – понимаешь, что все выбранные художники хороши, действительно мастера и искусство для них потребность и образ жизни. Быть в этом списке, наверное, приятно – компания достойная.

Посмотреть выставку «мастеров» всех лет – небольшую, не представительную (от некоторых художников по паре работ) – тоже приятно, потому что ничего плохого на ней нет и быть не может. Неожиданного тоже нет, но нельзя же все время потрясаться – устаешь.

Больше всего голосов критиков получил в этом году шестидесятник Владимир Янкилевский, что и не удивительно – его ретроспектива в фонде «Екатерина» была очень мощной. А искусствоведы довольно неожиданно выбрали Дмитрия Цветкова – за совместную с Д. А. Приговым выставку «Ручное рисование» в Крокин-галерее. Цветков – рукодельник, занимается пошивом оружия и орденов из шелка с бисером, но на этой выставке показал свою графику, тоже мелкую, рукодельную, мастерскую.