Засекреченный Страсбург

Российскому правительству удалось засекретить дело о теракте на Дубровке даже в Европейском суде по правам человека

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) по просьбе российского правительства ограничил доступ к материалам дела о теракте в Театральном центре на Дубровке (дело «Норд-Оста»). Об этом вчера сообщил адвокат Игорь Трунов, представляющий интересы потерпевших в деле «Чернецова и другие против России».

Театральный центр на Дубровке, где шел мюзикл «Норд-Ост», был захвачен террористами 23 октября 2002 г. Спустя три дня спецназ взял здание штурмом. При этом применили газ, от которого пострадали и заложники. Погибло 130 человек, пострадало около 700. Сейчас в Европейском суде находится два коллективных иска от россиян, пострадавших при штурме. Заявители полагают, что власти нарушили их право на объективное расследование и справедливое судебное разбирательство по делу.

Трунов говорит, что получил только устное сообщение секретариата суда. Еще раньше суд уведомил адвоката о том, что поступило обращение российского правительства с просьбой закрыть для публики доступ к материалам дела.

Российское правительство сослалось на параграф 33 регламента Европейского суда, в соответствии с которым суд действительно может закрыть доступ к досье рассматриваемого дела. Основанием могут стать соображения морали, общественного порядка, национальной безопасности или защита частной жизни.

Объявлены секретными материалы и по второму делу жертв «Норд-Оста», которое находится в Страсбурге. «Сегодня мы получили письмо из суда. В нем сообщается: президент палаты суда принял решение о том, что документы, которые были поданы в рамках нашего дела, не могут быть доступны публике», – говорит адвокат Ольга Михайлова, представляющая интересы заявителей в деле «Финогенов и другие против России». Суд просит участников разбирательства обращаться с материалами «как с тайными».

Судя по тем материалам, которые суду были представлены, нет никаких оснований засекречивать их. Например, на вопросы про газ российское правительство отвечает, что он «не установлен», рассказывает Михайлова. Вспомнить аналогичные случаи в практике суда она не может. Пока речь идет только о документах, уверена Михайлова. Решение закрыть еще и слушания суд не принимал, и говорить об этом преждевременно.

Получить комментарии в аппарате уполномоченного России в Страсбурге не удалось.

В пресс-службе ЕСПЧ вчера не смогли подтвердить информацию о том, что дело засекречено. Представитель суда заявил корреспонденту «Ведомостей», что такое невозможно.