Пострадали за качество

Российские фармпроизводители постепенно теряют свою долю на рынках СНГ. Причина в том, что правительства соседних стран ужесточают требования к качеству

Фармэксперт» подсчитал, как в 2007 г. изменились доли российских фармпроизводителей на рынках восьми стран СНГ. По версии аналитиков компании, российский бизнес укрепил свои позиции только в двух странах – Грузии (+11,5% к доле компании в 2006 г., доля российских компаний на рынке в 2007 г. – 4%) и Узбекистане (+10,2%, совокупная доля в 2007 г. – 18%). В Азербайджане совокупная доля компаний из России по отношению к прошлом году снизилась на 5,6% (в 2007 г. на компании из России приходилось 8% от объема местного рынка), в Армении – 2,7% (6%), Казахстане – 14,8% (6%), Белоруссии – 7,8% (5%), на Украине – 4,5% (5%), в Молдавии – 4,2% (4%).

Маркетинговое агентство RMBC приводит другие цифры: по данным агентства, в 2007 г. доля препаратов российского производства на рынке Белоруссии составила 4,34% (за год до этого – 5,68%), Казахстана – 9,58% (10,15%).

Однако на Украине, по подсчетам RMBC, российские компании показали рост с 3,36% рынка в 2006 г. до 3,93% в 2007 г. (данные по остальным странам СНГ в RMBC вчера предоставить не смогли).

«СНГ – это наши традиционные рынки, однако во многих странах, прежде всего в Казахстане, ввели стандарты качества, приближенные к европейским, – комментирует эти цифры руководитель Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. – Поэтому из СНГ постепенно вымываются препараты небольших российских фармфабрик, в то время как продажи крупных производителей растут».

Директор по маркетинговым исследованиям «Фармэксперта» Давид Мелик-Гусейнов отмечает, что страны СНГ являются интересными для российских компаний, так как там есть возможности для развития. «В России отечественных производителей теснят транснационалы», – объясняет он. По словам Мелик-Гусейнова, объемы рынков в СНГ пока невелики (самый большой рынок – украинский с объемом 1,18 млрд евро, самый маленький – в Армении, 44 млн евро), однако показывают значительный рост: в среднем 15–20%. «В Казахстане и Узбекистане менее жесткая конкурентная среда, это позволяет нам занимать существенную долю», – объясняет интерес к СНГ исполнительный директор фармпроизводителя «Валента» Александр Итин.