Ответ эльфам

Любитель монстров Гильермо дель Торо, создатель «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна», выпустил «Хеллбой II: Золотая армия». Многие ожидали иного фильма

Пересказывать фабулу Hellboy II: The Golden Army – занятие неблагодарное для критика, который работает на газету чуть посерьезнее «Пионерской кривды». Суть первого «Хеллбоя», основанного на комиксах про дьявола на службе у человечества, тоже заслуживала определения «беспредел». Там одним из главных злодеев оказывался оживший Григорий Распутин, а решающие битвы Рая с Адом происходили в катакомбах, прорытых в вечной мерзлоте под белым от нескончаемой русской зимы Волоколамским кладбищем.

Но «Хеллбой I» был радикален уже тем, что в качестве позитивного героя в нем выступал очеловечившийся черт. В 2004-м, когда вышел фильм, это уже не выглядело революционным для Голливуда (понятно, мы не вспоминаем о Булгакове и Гёте). Однако еще лет за десять до этого, когда коммерческое голливудское кино четко делило мир на черное и белое, своих и чужих, рай и ад и отвергало любую относительность, подобное было бы невозможным.

Неожиданности в «Хеллбое II» тоже начинаются с начала. В отличие от фильма-I, это явно комедия. Никакой дьявольщины, чего и вовсе не ожидаешь, в фильме нет. Вот уж сенсация: фильм с инфернальным героем служит пародийным, слегка человеконенавистническим ответом... чему бы вы думали? «Властелину колец»! Потому что суть в том, что некогда люди начали устанавливать на земле новый фашистский миропорядок, подминая под себя иные расы – эльфов, троллей, гоблинов и др. В результате и нарвались на то, что была создана «Золотая» механическая непобедимая «армия».

Сказка? В том-то и откровение, что дель Торо сделал чистейшей воды сказку. От фирменного дель Торо – обилие в фильме монстров. Самых и исключительно разных. Немонстров на экране почти нет. Но жестокие сцены – все за кадром. У дель Торо-то? Фактически мы имеем модифицированные «Новые приключения Буратино».

Другая неожиданность в том, что фильм настойчиво соответствует новому голливудскому заказу, незримое существование которого давно интересует автора этих строк. Главные голливудские блокбастеры последних лет словно бы перетекают один в другой, формируя у публики ощущение новой реальности, нового единственно интересного мира, правами на который (в том числе в силу технологичекой и кадровой оснащенности) обладает только Голливуд. Закон сохранения материи и энергии по-голливудски. Голливуд в своих самых разных фильмах создает ощущение новой, единственно интересной кинореальности. Это расчет: реальная реальность становится молодой публике неинтересной, а эта не случайно повторяющаяся выдуманная заставит ее и впредь воспринимать лишь те фильмы, в которых она явлена.

Действительность «Хеллбоя II»: «Люди в черном» и «Властелин колец», «Мумия», «Звездные войны», «Индиана Джонс», будете смеяться, но отчасти «Ночные и дневные дозоры», «Годзилла», «Терминатор», «Пятый элемент» (не важно, что тоже формально не голливудская картина), теперь уже и «Монстро», «Супермен», «Другой мир», «Бэтмен», «Люди Икс»... далее везде.