Денег не хватило

Страхового покрытия гражданской ответственности разорившегося туроператора «Детур» не хватит на всех пострадавших туристов. Претензии туристов к компании уже превысили 18 млн руб.
В.Баранов

Проблемы у «Детур» возникли в конце июня. Тогда стало известно о банкротстве ее материнской компании, турецко-австрийской Vasco. Примерно у 600 российских туристов возникли проблемы с размещением в отелях Турции и возвращением в Россию. «Информация о том, сколько всего туристов пострадало, отсутствует. Связи с руководством «Детур» до сих пор нет, московский офис туроператора опечатан, к документам нет доступа», – рассказывает первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. «Эксперты расходятся в количестве проданных «Детур» путевок, называются цифры от 2000 до 5000, но глубина продаж достигает сентября», – говорит Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ).

Ответственность туроператора на 10 млн руб. была застрахована «Росно». Вчера компания распространила пресс-релиз, в котором объявила, что «не все пострадавшие смогут компенсировать убытки за счет финансового обеспечения», так как сумма претензий, предъявленных туристами, уже превысила 18 млн руб. «Обращения туристов носят массовый характер. В компанию поступило уже более 1200 телефонных звонков, принято около 200 заявлений», – уточнил сотрудник «Росно».

Во вторник на совещании в Федеральной службе страхового надзора представители «Росно» и АТОР обсуждали, как можно выйти из этой ситуации. В законе «Об основах туристской деятельности в РФ» говорится, что если сумма претензий превышает сумму страховой гарантии, то деньги пропорционально делятся между всеми обратившимися. При этом туристы должны обратиться одновременно, что в ситуации с «Детур» исполнить невозможно. «Заявления пострадавших начали поступать с 30 июня, их число пополняется ежедневно. Таким образом, невозможно фиксировать одновременность и, следовательно, на законном основании применить пропорцию», – пояснили в «Росно».

Тюрина из РСТ называет еще одну проблему: для туристов, которые купили путевки заранее, страховой случай наступит, например, в августе – сентябре. И у них самый маленький шанс получить хоть что-то.

Канторович в качестве выхода из ситуации предложил отправить туристов с путевками «Детур» на август – сентябрь через туроператоров – членов АТОР. «Не понимаю, как реализовать подобную инициативу. «Детур» даже не был членом нашей ассоциации», – удивляется Владимир Воробьев, президент «Натали турс». По его мнению, чтобы предотвратить подобные проблемы, размер финансовых гарантий нужно увеличить до 50 млн руб. «При банкротстве компании уровня «Детур» ущерб будет покрыт. Не удивлюсь, если до конца года подобные проблемы возникнут еще у ряда компаний. Этот год крайне неудачен для отрасли», – заключает Воробьев. Стороны договорились продолжить консультации по урегулированию проблемы.