Заочно, но пожизненно


Вчера на процессе над бывшим совладельцем ЮКОСа Леонидом Невзлиным, которого заочно судят в Москве, гособвинитель Александр Кубляков потребовал пожизненного заключения. Прокурор считает доказанной вину Невзлина в организации трех убийств, четырех покушений на убийства и грабежа: одно из покушений не удалось, жертва отделалась побоями и похищенным дипломатом.

Ранее был признан виновным в совершении этих преступлений и приговорен к пожизненному заключению сотрудник службы безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин. Обвинение настаивает, что заказывал и финансировал преступления Невзлин.

Одним из доказательств является то, что в каждом случае смерть была выгодна именно руководству ЮКОСа, заявил гособвинитель. Например, после убийства мэра Нефтеюганска Владимира Петухова, который добивался от компании выплаты задолженности перед бюджетом, претензии к ЮКОСу были сняты.

Причастность Невзлина, по мнению обвинения, подтверждают показания непосредственных исполнителей преступлений. Правда, сами они с Невзлиным не общались, а слышали о нем от заказчиков. Тех допросить невозможно – они уже мертвы. «Но факт смерти источника информации не исключает факт самой информации», – заявил Кубляков. Прямым доказательством обвинение считает показания трех уже осужденных исполнителей. Перед получением очередного задания они видели Пичугина и Невзлина. Двое из них на суде заявили, что эти показания – выдумка и результат сделки, заключенной с представителями прокуратуры. Но гособвинитель предложил оценивать показания свидетелей «в совокупности с другими доказательствами по этому делу». Обвинитель также просил суд не принимать в качестве доказательства решение Высшего суда справедливости Израиля, который признал правомерным отказ в экстрадиции Невзлина. Что будет делать прокуратура с пожизненным приговором, который невозможно исполнить, представитель гособвинения предпочитает не обсуждать, но считает, что обвинительный приговор позволит вновь добиваться экстрадиции.

Адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов настаивает: вина его подзащитного не доказана. Защита получит слово сегодня.