Белый – цвет сезона


Серебристый цвет – многолетний фаворит покупателей новых автомобилей – уступает пьедестал белому и черному

Серебряный век и белый период

Серебристый занимал первую строчку в мировом рейтинге популярности автомобильных цветов, который составляет химический концерн Dupont, семь лет подряд. «Серебристый популярен у покупателей и автопроизводителей, потому что акцентирует внимание на дизайне машины, выглядит современно, такие машины проще перепродать на вторичном рынке», – говорит Джейн Харрингтон, менеджер американской компании PPG Industries, одного из крупнейших в мире производителей автомобильных красок.

По данным Dupont (компания уже 55 лет исследует популярность автомобильных цветов, ежегодно публикуя Global Automotive Color Popularity Report), в 2000 г. в Европе каждый третий проданный новый автомобиль был серебристым. На втором месте в 2000 г. был голубой (17%), затем – белый (15%).

Но в 2007 г. аналитики компании отметили смену вкусов покупателей автомашин. «После семи лет лидерства серебру приходится выдерживать жесткую конкуренцию с белым, который стал главным цветом в одном ключевом регионе и двух странах», – говорится в исследовании Dupont. С большим отрывом (32%) белый и жемчужный лидируют в Мексике, более чем вдвое обогнав ближайшего преследователя – серый (15%). С долей в 24% белый и жемчужный впервые обогнали всех конкурентов в Японии. Серебристых машин в 2007 г. в этой стране было продано 22%, а годом раньше – 27% (тогда серебро было лидером продаж). Впервые с 2000 г. белый обошел всех конкурентов и в Северной Америке (19% продаж), обогнав серебро – правда, всего на 1%.

У европейцев в 2007 г., по данным Dupont, был другой любимец – черный. Каждая четвертая проданная в прошлом году в Европе машина – черная. Серебро добралось лишь до второй строчки хит-парада (22%), на третьем месте – серый (21%). Белый по итогам 2007 г. только на пятом месте – в этом цвете продано 8%, но по сравнению с 2006 г. его доля удвоилась. Черный в Европе лидирует во всех классах, кроме мини-вэнов (MPV), замечают эксперты Dupont. Успехи делает и черный с эффектами металлика, а также оттенки серого и более яркие базовые цвета – например, синий и красный.

Тем не менее серебристый пока сохраняет глобальное лидерство. По оценкам PPG, на этот цвет в 2007 г. пришлось 31,5% (33% годом раньше) мировых продаж, второе место было за черным (18% – в 2007 г., 15,4% – в 2006 г.), затем следовали белый (12,5%), синий (12,4%), красный (8,8%) и натуральные цвета – золото, оранжевый и коричневый (6,6%).

Российская радуга

«Еще три года назад моя ярко-красная машина была чуть ли не единственной на корпоративной стоянке», – говорит сотрудник российского офиса крупной компании-автопроизводителя. Dupont и PPG не ведут отдельной статистики по России, но, по наблюдениям производителей и дилеров, компактные машины ярких цветов набирают популярность.

«Для небольших авто – сегменты А и В – популярны яркие цвета, особенно среди водителей-женщин», – говорит представитель Nissan в России. «Те, кто выбирает маленькие и экономичные модели, такие как Getz, любят более яркие цвета, например голубой», – соглашается менеджер по корпоративным коммуникациям Hyundai в России Юлия Тихонравова. Аудитория таких машин «достаточно молодая», поэтому тяготеет к ярким цветам, объясняет она. Getz клиенты покупают в девяти цветах примерно в равной пропорции, а иногда яркие цвета готовы даже ждать, соглашается Вардан Даштоян, главный исполнительный директор розничного направления компании «Рольф».

Появление у городских автомобилей Fiesta и Fusion «аудитории, которая хочет радовать себя и окружающих радостными цветами», заметили и в Ford, говорит PR-менеджер «Форд мотор» Екатерина Кулиненко. 70% покупателей Fiesta – женщины и они «берут самые разные цвета», подтверждает Дмитрий Колесниченко, гендиректор «Независимость Ford».

У Fabia хорошо идет оранжевый металлик и красный неметаллик, у Roomster – синий металлик (в прошлом году этот цвет был у Roomster самым популярным). Но все же говорить о резком росте популярности ярких цветов некорректно, говорит PR-менеджер марки Skoda в России Тимур Алиев.

Мировая мода на белый добралась и до России. «Белые автомобили разных марок стали заметны на дороге, а покупатели часто называют белый цвет модным», – заметил Даштоян. В 2008 г. на белые машины может прийтись 5% продаж, ожидает он (в 2005–2006 гг. эта цифра была близка к нулю).

По словам руководителя отдела продаж «Ауди центр Москва» Александра Ломакина, около 30% Audi в этом году приобретаются в белом цвете. В 2008 г. куплено «очень много» белых Jaguar XF, X-Type и XJ, говорит руководитель направления «Независимость Jaguar» Александр Кошелев. 10% Mazda 6 и 6% Mazda CX-7 в этом году заказаны в белом цвете – три года назад такую ситуацию было невозможно представить, говорит директор по маркетингу Mazda Motor Rus Андрей Глазков.

Дизайнер Mazda по материалам и фактурам Мария Грегер считает, что в ближайшие три года белый цвет наберет еще большую популярность и будет представлен в различных оттенках: перламутр, крем, беж, рассказывает Глазков. Mazda даже выбрала перламутрово-белый для презентации своего концепта Kazamai на Московском автосалоне – впервые в истории современных концептов марки. Ford Kuga тоже впервые был представлен именно в белом цвете, вспоминает Кулиненко.

Консерваторы

Большинство глобальных автопроизводителей предлагают в России машины тех же цветов, что и в других европейских странах. Но хотя мода на белый и яркие цвета развивается, большинство российских покупателей остаются консерваторами. «Чем дороже автомобиль, тем чаще он либо черного, либо серебристого, либо родственных цветов», – говорит Колесниченко из «Независимость Ford». «Черный – самый популярный цвет для Infiniti – традиционно служит элементом солидности и престижа», – говорит представитель Infiniti. «Прослеживается зависимость в первую очередь от класса автомобиля: классические цвета популярны для среднего и бизнес-класса, внедорожников, яркие – для малого и среднего класса, а также для спортивных автомобилей», – говорит Даштоян.

В целом россияне по сравнению с Европой очень любят черный цвет, считает Глазков: около половины продаж Mazda 6 в России, например, приходится на черный или черный с коричневым отливом, у CX-7 доля этих цветов – 60%. В «Рольф Юг» 27,9% проданных за семь месяцев 2008 г. Mitsubishi были черными, еще 16,2% – серебристыми. Близкие цифры и в «Рольф Химки» (Hyundai): 24% пришлось на черный, 19% – на серебристый, еще по 10% – на «мокрый асфальт» и серый.

В пятерке самых популярных цветов GM DAT (Chevrolet Aveo, Lanos, Lacetti, Epica, Captiva) нет ни одного яркого. По данным компании, 17% продаж приходится на серебристый металлик, еще 7% – на бежевый металлик и 6% – на светло-серебристый. 18% занимают вместе два оттенка черного металлика. Похожая ситуация и с другим массовым брендом GM – Opel: 36% приходится на три оттенка серебристого металлика, 26% автомобилей продаются в черном цвете, 7% – в бежевом.

В России машина долгое время считалась роскошью, поэтому покупатели в первую очередь тяготеют к солидным цветам – к ним как раз и относятся черный и серебристый, объясняет Кулиненко. «В советские годы черная «Волга» была очень престижной машиной – у многих срабатывает воспоминание, что темная машина выглядит солиднее», – говорит сотрудник одной из дилерских компаний. К тому же, отмечают все собеседники «Ведомостей», подержанные черные и серебристые машины продать легче и можно выручить за них больше.

Впрочем, консервативны в России не только покупатели. Дилеры заполняют склады автомобилями тех цветов, которые с большей вероятностью сразу найдут покупателей, говорит Алиев. А это как раз серый, черный и серебристый.

Что вижу

Влияет ли на конечный выбор покупателей так называемый launch colour – цвет, в котором модель представлена в рекламе, промоакциях, шоурумах дилеров и т. п., – единого мнения нет. Алиев из Skoda объясняет первое место фирменного синего цвета в продажах Roomster тем, что именно такие машины были задействованы в рекламе и представлены на Московском автосалоне. Fabia была представлена в ярко-оранжевом металлике. Но этот цвет, по словам Алиева, лишь четвертый по популярности после серебристого, бежевого и черного. Первоначальным launch colour Octavia был бежевый, а затем в российской кампании был представлен черный автомобиль. «В результате этот цвет занял первое место по популярности с ощутимым отрывом от серебристого металлика», – говорит Алиев.

В Mazda, рассказывает Глазков, долго спорили, в каком цвете представлять Mazda 2. Зеленый выиграл у горчичного и красного «благодаря своей яркости». В результате 20% заказов на эту модель сделано в зеленом цвете – он обогнал по популярности даже красный (13%).

Новый Jaguar XF был представлен в России в серебристом цвете, рассказывает Кошелев из «Независимость Jaguar». Но продажи автомобиля в этом цвете измеряются, по его словам, единицами. Около 50% приходится на три варианта серого цвета. «Говорят, что слишком много серебра на дорогах», – объясняет он.

Тихонравова из Hyundai на вопрос о влиянии launch colour отвечает осторожно: «Мы бы не были столь категоричными, скорее нет, чем да». «Не всегда коммуникационный цвет самый популярный», – говорит представитель Nissan. «По мнению нашего отдела маркетинга, задействованные в рекламе цвета не влияют на продажи», – говорит представитель GM.

Покупатели все равно примеряют launch colour на себя, говорит Кулиненко из Ford: машины этого цвета спрашивают чаще, но в конечном итоге при выборе ориентируются на собственные вкусы.