Долгая дорога к мотор-шоу

Московский международный автосалон – 2008 получил высшую категорию А и почти догнал европейские шоу по ценам на билеты и размеру выставочных площадей. Осталось догнать по числу новинок

Для многих автопроизводителей Россия выходит на первые места по продажам в Европе, и главы автоконцернов любят об этом говорить. Безусловно, важный рынок достоин выставочной площадки международного уровня, на которой основные участники смогут представить свои новинки. И теперь такая возможность у них появилась: Международная организация автопроизводителей (OICA) присвоила открывшемуся в прошлый вторник Московскому международному автосалону (ММАС) высшую категорию А, поставив его на один уровень с мировыми мотор-шоу в Женеве, Париже, Франкфурте, Детройте и Лондоне.

По количественным показателям ММАС почти не уступает международным салонам. Впервые выставка работает не 5, а 13 дней, и за это время ее посетит более 1,5 млн человек, ожидает директор ММАС Петр Карчев. До сих пор самым посещаемым был Парижский автосалон 2006 г.: за две недели работы на нем побывали 1,43 млн человек. ММАС разместился на площади 63 000 кв. м – это почти столько же, сколько на Женевском автосалоне этого года (77 550 кв. м) и на парижском – 80 000 кв. м.

Разница между ММАС в этом году и в 2006 г. сразу бросается в глаза. Автосалону уделили внимание практически все мировые автоконцерны, включая производителей премиальных брендов. На прошлом автосалоне Jaguar и Land Rover можно было посмотреть только на стендах их российских дилеров, а сейчас они выставляются сами, отмечает один из участников выставки. На салон приехали многие первые лица, и компании явно уделили больше внимания своим стендам: большинство использовали для оформления те же дизайнерские решения, что и для стендов на главных западноевропейских салонах.

Производители пытаются удивлять не только машинами. На стенде Honda работает робот Asimo. У Toyota есть новинка компьютерная: разработанная английской компанией JATO Dynamics система Carsteks, позволяющая сконфигурировать автомобиль, выбрать интересующую комплектацию и сравнить ее с автомобилями конкурентов того же класса или такой же цены.

«А-»

Признавая прогресс организаторов ММАС, автопроизводители тем не менее отмечают серьезные недочеты. Renault организовала на московском мотор-шоу мировую премьеру Symbol, но в компании относят автосалон ко второму уровню, говорит представитель Renault Оксана Назарова. Главный недостаток салона, который отличает его от салонов Женевы, Парижа, Франкфурта, – в неудобных подъездных путях, говорят производители, и вполне возможно, что все 1,5 млн человек, желающих посетить выставку, могут просто не доехать до «Крокус-экспо». «Мы обсуждали этот вопрос с руководством «Крокуса», и к следующему автосалону, который состоится в 2010 г., они обещают это проблему решить», – говорит Назарова.

Те, кто приехал на общественном транспорте, могут воспользоваться автобусами «Крокуса» от ближайших станций метро, говорит директор автосалона Петр Карчев. Страдают прежде всего те, кто приезжает на личном транспорте, признает он. «Люди часами стоят в пробках или просто бросают машины на МКАДе и идут по грязи пешком, – жалуется один из участников выставки, – поэтому о соответствии салона первой категории говорить пока рано». До «Крокуса» можно идти пешком и от станции метро «Строгино» – говорят, дорога занимает 15 минут. В будущем в экспоцентре появится собственная станция метро – она уже строится, обещает Карчев.

Между тем цены билетов на автосалон (300 руб. в будни и 400 руб. в выходной) европейские. На открывающемся в октябре парижском автосалоне билет будет стоить 10–12 евро. По словам экспонентов, аренда в «Крокус-экспо» стоит около 170 евро за метр, и это не дешевле, чем в Женеве или в Париже. Новый статус российской выставки на стоимости аренды почти не отразился – площади стоят примерно на четверть дороже, чем в 2006 г., но сильно подорожали дополнительные услуги: стоимость автостоянки, оформления пригласительных билетов и т. п.

Мобильная связь на выставке явно не соответствовала категории А. Проблем со связью у МТС и «Мегафона» не было, а вот абонентам второго в стране оператора, «Вымпелкома», не повезло: в некоторых залах выставки сигнала не было совсем.

Кто что привез

По словам Карчева, в ММАС принимают участие 150 компаний. Но автоконцерны еще не решаются привозить в Москву большое количество премьер. Мировых новинок лишь девять, в то время как в Лондоне в этом году было представлено более 20, во Франкфурте в 2007 г. – 86.

Концепт Mazda Kazamai (это слово можно перевести с японского как «схватка вихрей»), по словам гендиректора Mazda Motor Rus Йорга Шрайбера, был построен специально для Московского автосалона. Это приземистый кроссовер с очень коротким задним свесом, постоянным полным приводом и двухлитровым двигателем с прямым впрыском. Kazamai, по словам Шрайбера, примерно на 10% легче среднего одноклассника и должен потреблять примерно на 30% меньше топлива. Kazamai будет серийной моделью, но когда может начаться производство, не объявлено (обычно от концепта до серийной модели проходит около трех лет).

Остальные представленные в Москве «мировые премьеры» – новые модификации уже существующих автомобилей и рестайлинговые модели.

Renault представила мировую премьеру нового седана Symbol. Ходовую часть он унаследовал от Clio II, но, по словам представителей Renault, является «полностью самостоятельной моделью». До 80% ее продаж, по расчетам Renault, придется на Россию, Турцию, Румынию и Алжир. В России продажи начнутся в октябре. Автомобиль с бензиновым двигателем 1,4 л мощностью 98 л. с. с пятиступенчатой «механикой» будет стоить 371 275 руб.

Audi привезла две мировые премьеры – обновленный А6 и «заряженный» RS6 с постоянным полным приводом quattro и битурбированным V10 мощностью 580 л. с., а также российскую премьеру кроссовера Q5. В Германии продажи А6 (от 34 200 евро за 2.0 TFSI) и RS 6 (от 105 550 евро) начнутся в середине октября. В России, по словам представителя Audi Елены Прописновой, начало продаж А6 запланировано на конец октября, Q5 – на начало декабря, RS 6 – на конец года.

Главная премьера стенда BMW – бронированный X5 Security. По данным BMW, это единственный серийный люксовый внедорожник с классом защиты VR4. У автомобиля бронированный салон и багажное отделение, безосколочные стекла, переговорное устройство позволяет общаться с внешним миром, не открывая двери и окна, а система сигнализации привлекает внимание в случае атаки. Производство первых автомобилей началось в августе, а в России первые автомобили с двигателем V8 мощностью 355 л. с. будут доступны до конца года по цене от 6,305 млн руб., рассказал «Ведомостям» Михаэль Галльманн, генеральный менеджер подразделения бронированных и специальных автомобилей BMW.

Mitsubishi выбрала Россию для премьеры Pajero Sport. Новое поколение автомобиля, по данным компании «Рольф» (дистрибутор Mitsubishi Motors), не будет продаваться в Северной Америке и Европе, а в России появится уже в октябре. Продажи начнутся с пятиместной версии с турбодизелем 3,2 л, позднее появятся бензиновый двигатель объемом 3 л и дизельный 2,5 л. Цена будет начинаться от 1,119 млн руб. «Для нас большая честь представить этот автомобиль на московском автосалоне, поскольку мы очень довольны продажами в России: если исключить Японию, Россия может по итогам текущего финансового года стать крупнейшим рынком для Mitsubishi», – сказал «Ведомостям» президент Mitsubishi Motors Осаму Масуко.

Citroen представил рейстайлинговый С4 (это самая продаваемая модель компании в мире) в кузовах хетчбэк и купе. У обновленной модели изменилась передняя часть, а также гамма доступных двигателей – теперь это два варианта бензиновых двигателей (VTi 120 мощностью 120 л. с. и THP 150 мощностью 150 л. с. с прямым последовательным впрыском) и три варианта дизелей.

Президент Ford в России Найджел Брэкенбери объявил российские цены на новую Fiesta (ее мировая премьера состоялась на Женевском автосалоне) – на автомобильчик с бензиновым двигателем 1,25 л они будут начинаться от 388 000 руб. Первые автомобили, пообещал Брэкенбери, появятся в шоурумах российских дилеров в начале октября. На днях в шоурумах появится и обновленный компактный внедорожник Escape с 4-цилиндровым рядным 16-клапанным двигателем объемом 2,3 л и мощностью 145 л. с. с 4-ступенчатым автоматом (от 845 500 руб.).

Новинку представил и «АвтоВАЗ»: это концепт кроссовера C-Cross на платформе «Проекта C», разработанного вазовскими инженерами. Серийный внедорожник на базе концепта может появиться уже к 2009 г.

До встрече на ММАС-2010

Hyundai (по данным Ассоциации европейского бизнеса, за первые семь месяцев 2008 г. продано 123 494 автомобилей, второе место по продажам в России) и Toyota (108 855, четвертое место) на Московском автосалоне мировых новинок не представили. По словам представителя компании Hyundai Motor Юлии Тихонравовой, Россия для Hyundai очень важный рынок – четвертый после США, Китая и Индии, но новинка Hyundai Genesis будет впервые показана в Париже. «Но вскоре ряд новинок первым увидит именно российский покупатель», – обещает она.

По словам представителя Toyota Motor Татьяны Русаковой, отсутствие мировых премьер в Москве объясняется стратегией компании и сроками вывода новых автомобилей на рынок и вполне возможно, что к следующему Московскому автосалону новинки появятся.