Экзамен для вузов

Минобрнауки обещает за четыре года перевести российское образование на международные стандарты работы. В стране может остаться лишь 20% существующих вузов
С. Николаев

Закрывающиеся вузы нужно присоединять к крупным университетам, считает бывший ректор ГУ-ВШЭ Борис Рудник. Ужесточение требований повысит престиж и качество образования, уверен ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау, но не все студенты из слабых вузов осилят обучение в сильном университете. Бизнес заинтересован в подготовке кадров для своих компаний, говорит советник председателя совета директоров АФК «Система» Владимир Рудашевский.

О программе развития образования в 2009–2012 гг. министр образования Андрей Фурсенко рассказал вчера на «правительственном часе» в Госдуме. Документ одобрен на коллегии Минобрнауки, сообщил он «Ведомостям», и до конца сентября будет внесен в совет по развитию нацпроектов при президенте.

По госпрограмме (проект есть у «Ведомостей»), которая продолжит нацпроект «Образование», 60% граждан к 2012 г. должны быть довольны своим образованием (сегодня – 40%). У пятой части выпускников вузов будет диплом международного образца (сейчас лишь у 2%), а несколько российских вузов войдут в число 500 лучших в мире. Расходы на достижение мировых стандартов Минобрнауки оценило в 1,152 трлн руб.

К концу реформы могут исчезнуть 80% из 1108 существующих вузов (данные Минобрнауки на 1 сентября). О том, что «жестким критериям» вузов соответствуют лишь 150–200 учебных заведений и только 50 университетов, Фурсенко рассказал президенту Дмитрию Медведеву в июле. Остальные вузы можно превратить в филиалы или средние профучреждения, предложил Фурсенко.

Однако вчера министр уточнил, что оценка числа вузов, соответствующих стандартам, может измениться. «Это была экспертная оценка, у нас нет цели сократить 100, 200 или 1000 вузов», – сказал Фурсенко в Думе. «От июльского выступления я не отказываюсь: к вузам будут применяться более жесткие требования», – пояснил он «Ведомостям». Например, по его словам, учтут объем научно-исследовательских работ, выполняемых университетом и каждым сотрудником.