Кружево леди

Платья, веера, кружева, туфельки, зонтики и шляпки, ношенные англичанками лет двести назад, – редкое женское сердце не затрепещет на выставке из Музея Виктории и Альберта
С. Николаев

Они знали толк. Джордж Браммел

денди. Если вам вслед оборачиваются, то вы плохо одеты – или слишком формально, или слишком модно

Музеи Московского Кремля открыли выставку дамскую, исключительно приятную во многих отношениях. «Два века британской моды» (имеются в виду XVIII и XIX) – это парад нарядов превосходного качества и безупречного стиля, т. е. свойств для истинных джентльменов и леди первостепенных и обязательных. На родине выражения «заметная незаметность» показная роскошь давно не в чести, да и лондонский Музей Виктории и Альберта собирает высокие именно с точки зрения мастерства дизайна и влияния на стилеобразование образцы тканей, одежды и мебели, а не сокровища. Королевские ценности и драгоценности хранятся в других лондонских музеях – в этом городе лучшие в мире музеи.

Так что на выставке нет ничего молниеносно поражающего воображение – здесь парад нарядов, что носила и в чем выезжала на охоту и в свет английская аристократия, уважающая, конечно, французскую моду, но гораздо больше собственный вкус и удобство. Главным в наряде англичане считали ткань – гордость, между прочим, национальной промышленности (с собрания тканей и начиналась коллекция Музея Виктории и Альберта, историей моды музей заинтересовался сравнительно недавно).

Образцы тканей в выставочных витринах, как и полотна кружев (в основном импортировавшихся, брюссельских), – это восхитительно тонкая работа и цветочные по преимуществу мотивы. Цветы на тканях – простенькие землянички и гвоздички – нежны, как живые, искусно сплетены в волнистые гирлянды и собраны в нарядные, но не пышные букеты. Английское чувство меры выше всех похвал.

В платьях же поражает крой – даже такие нелепости, как кринолины и шлейфы, выглядят естественным продолжением силуэта. Причем демонстрируется одежда не только стройных девушек – каких-нибудь невест из романов Джейн Остин или кокетки леди Тизл из шеридановской «Школы злословия», но капоты и сак-бэки их корпулентных мамаш и взбалмошных тетушек. Что придает выставке жизненную убедительность и воскрешает в памяти персонажей старых английских романов.

Длительного разглядывания заслуживают и обувь с аксессуарами: вышитые шелковые и остроносые кожаные туфельки (их дополняли деревянные паттены – приспособления для хождения по грязи), расписные веера с резными ручками, кружевные зонтики и маленькие сумочки. Показывают еще капоры и шляпки – без головных уборов некоторые английские леди не выходят в свет и по сей день. Аксессуары – объект особо тщательной заботы: если сам костюм по кодексу денди не должен привлекать внимания, то детали обязаны демонстрировать окружающим статус, вкус и модность их владельца. Тем британская манера одеваться и отличалась от французской или, например, русской.

Все же удивительно, как много обычные вещи могут рассказать о национальном характере. К слову, ничего особо эксцентричного на выставке нет, наша современница дизайнер Вивьен Вествуд, кажется, не по-английски переусердствовала с эпатажем.