Бедное, но наше

В Перми открылась выставка «Русское бедное» – амбициозная, дорогая и отлично сделанная

Замах на Бильбао. Сергей Гордеев

автор проекта, сенатор. «Перми нужен свой музей современного искусства! Не музей-хранилище, а музей-генератор, музей-мотор – штаб по модернизации жизни города. В отличие от глобального Бильбао-Гуггенхайма нам нужен свой музей»

Эта выставка – проект члена Совета Федерации от администрации Пермского края Сергея Гордеева и московского галериста Марата Гельмана – не о горестях бедняков и жалости к падшим, а о форме и материалах: экономных, предельно простых, часто бросовых, в общем – национальных по содержанию.

И только потому смогла она так хорошо вписаться в окружающую действительность, хоть и отреставрировали специально для нее заброшенный Речной вокзал, памятник архитектуры. Экспозиция вышла за пределы довоенного памятника «Границами империи» – грандиозными столбами с навершиями-птичками Николая Полисского, художественным верстовым столбом Юрия Альберта. Указанный на нем немалый километраж до ближайших выставочных залов не кажется шуткой: первая выставка на Речном вокзале остроумным замыслом, отличными работами и приличным бюджетом вписывается не в отечественную – мировую художественную выставочную топографию.

Участники выставки за редким исключением – главные действующие лица нашего современного искусства. Но не все выбирали материал из экономии. И далеко не все готовы отказаться от фабричной обработки. Для Сергея Шеховцова поролон просто любимый и удобный материал. На этой выставке едва ли не впервые он смог, не стесняясь в средствах, использовать и фабричную обработку – сделать колонну с натуральными изящными каннелюрами, а затем вручную уже ее слегка подразрушить, превратив в эффектную, облюбованную голубями руину.

Руины и штуки, сделанные по старинным рецептам с помощью топора, пилы и какой-то матери, – это и про евроремонт и новых батраков («Бриллианты» Жанны Кадыровой), и про боевой дух в каждом доме (собранный из ненужной дрянной мебели Ириной Кориной «Танк»).

«Русское бедное» демонстрирует вечно живой, никакими прививками гламура и модных трендов не истребимый аскетизм отечественной художественной культуры, ее настоящую близость народу, бедной природе – тут же под окнами Речного вокзала текущей Каме, расстилающимся за ней далям, селеньям, окружающему городу. Пермь