LCV тормозят


Еще летом производители легкого коммерческого транспорта называли свой сегмент одним из самых перспективных в России и строили громадные планы. Кризис эти планы может серьезно скорректировать

1600% роста

Рынок легких коммерческих автомобилей (LCV – небольшие грузовики и пассажирские микроавтобусы до 6 т) в несколько раз меньше рынка легковых машин, но растет очень бурно, в первую очередь иномарки. По данным агентства «Автостат», интенсивный рост сегмента LCV начался в 2004 г. За четыре года рынок вырос на 43,5% – со 156 004 автомобилей до 223 916. Покупателей, готовых платить больше за качественный автомобиль, а также нишу, высвобождающуюся за счет стагнации производства отечественных LCV, почувствовали иностранные игроки и их российские партнеры. С 2004 г. меньше чем в два раза за год объемы продаж иномарок LCV не росли. По данным «Автостата», за последние четыре года объем продаж легких коммерческих автомобилей-иномарок увеличился более чем в 17 раз, до 49 711 машин в 2007 г. Рыночная доля иностранных LCV, которая в 2003 г. недотягивала до 2%, сейчас уже весьма внушительная – 22,2%.

Легкие коммерческие автомобили российских марок, которые выпускают группа ГАЗ («Газель», «Соболь»), УАЗ, «Ижавто» и другие заводы, пока оставили за собой 78% рынка, но постепенно уступают позиции иномаркам. С 2004 г. объемы продаж отечественных марок показали рост на 16%, а в 2007 г. и вовсе 0,7%. По словам руководителя автомобильной практики A.T. Kearney Евгения Богданова, в этом виноват не только основной производитель LCV в России – группа ГАЗ, но и снижение производства устаревших моделей «УАЗ» и «Иж».

«Газель» и новые бестселлеры

ГАЗ завоевал рынок LCV недорогой «Газелью» еще в 1994 г. и по-прежнему держит его «контрольный пакет»: в 2007 г. доля рынка ГАЗа составила 59,8%. Но «Газель» выпускается уже много лет и нуждается в замене, так же как и все российские модели, говорит Богданов. В группе ГАЗ это понимают: компания заявила о готовности вложить 200 млн евро в строительство завода мощностью 300 000 автомобилей в год в Нижнем Новгороде. На нем с 2012 г. будет выпускаться обновленная «Газель» на базе автомобиля Maxus, который производится на заводе группы в Великобритании. А пока ГАЗ поработает в более дорогом сегменте: с 2010 г. планируется выпуск до 45 000 самих Maxus.

Тем временем на рынке появляются новые серьезные игроки из числа иностранных автоконцернов. В 2007 г. Ford продал в России 8082 LCV (данные «Автостата»), Volkswagen – 6630 (данные представительства). Volkswagen начал официальные продажи своих LCV в России еще в начале 90-х гг., рассказал руководитель отдела маркетинга коммерческих автомобилей VW Илья Стабровский. «Мы полны оптимизма и уверены в позитивном развитии рынка, – описывает тенденцию Стабровский, – в замещении локальных марок импортными, переходе клиентов от низкокачественных и некомфортных LCV к автомобилям, в которых удобно, безопасно и эффективно работать». Впрочем, ни Volkswagen, ни Ford производить в России легкие коммерческие автомобили не планируют.

В этих условиях на первое место среди иномарок LCV вышел Hyundai Porter, который выпускается по лицензии на «Тагазе» в Ростовской области с 2005 г. В прошлом году было продано уже 10 347 Porter (4,6% на рынке LCV).

На лидерство среди иномарок LCV, выпущенных в России, претендует и «Соллерс». На заводе в Елабуге компания планирует уже в этом году выпустить 8000 Fiat Ducato, а к 2012 г. рассчитывает довести производство до 75 000, рассказал директор по продажам «Соллерса» Сергей Павленко.

«Соллерс» начал продавать в России небольшие грузовики Isuzu NLR, а также Fiat Doblo. Это очень перспективный сегмент – автомобиль грузоподъемностью до 1 т, который допускается в центр города, для малого бизнеса незаменим, говорит Павленко. «Соллерс» сыграет и в нише пикапов, которые по европейской классификации также относятся к классу LCV.

По оценке компании «Пежо Ситроен рус», в России в 2008 г. пикапов продается не больше 1%. «Соллерс», по словам Павленко, в 2009 г. будет продавать 350–400 пикапов SsangYong Action Sports и примерно столько же пикапов UAZ Patriot.

Хочет застолбить место на этом рынке и Nissan. В августе компания начала продажи пикапов NP 300, в сентябре продала 81 автомобиль, рассказала представитель Nissan Татьяна Натарова. Ежегодные продажи должны составить 2300 машин. До конца года планируется открыть восемь специализированных автосалонов для продажи и обслуживания LCV (три центра в Москве, по одному в Петербурге, Нижнем Новгороде, Перми, Ростове-на-Дону, Тюмени), говорит Натарова, в них планируется продавать как пикапы, так и в перспективе легкие грузовики Cabstar.

Рынок LCV в России недооценен и будет расти стремительными темпами, уверяет Павленко. По прогнозу «Соллерса», рынок легких коммерческих автомобилей (до 4 т, включая подержанные) вырастет к 2015 г. на 75% до почти 500 000. Расти рынок будет за счет импорта новых иномарок и производства в России. «Соллерс» предсказывает, что импорт новых LCV увеличится с 32 400 в прошлом году до 138 100 в 2015 г. Но быстрее всего будет расти производство иномарок: если в прошлом году в России было выпущено всего лишь 15 200 LCV, то в 2015 г. их будет производиться в 11 раз больше – 165 000 машин.

Влияние кризиса

Но финансовый кризис может внести коррективы в планы производителей. Правда, они сами пока настроены оптимистично. «Как показывают продажи сентября, даже мировой финансовый кризис не затрагивает стабильно растущий спрос на коммерческие автомобили», – говорит Стабровский. Но план продаж все же выстроен с поправкой на кризис: в этом году Volkswagen планирует продать почти вдвое больше, чем в 2007 г., – около 12 000 машин, а в 2009 г. вырасти на 70–75%, рассказал Стабровский.

Финансовый кризис может повлиять на планы производителей и дистрибуторов, говорит Павленко, но долгосрочные планы «Соллерс» пересматривать не планирует.

ГАЗ в октябре останавливал конвейер по производству «Газелей» на четыре дня, сократив план на 2000 автомобилей. Таким образом ГАЗ подстраивается под спрос и сокращает свою долговую нагрузку под оборотные средства, объяснил представитель «Русских машин».

Эксперт по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев уверен, что из-за финансового кризиса автопроизводителям и аналитикам придется серьезно корректировать свои прогнозы. Его последствия, даже если сам кризис скоро кончится, будут проявляться еще как минимум два года.

Аналитик ВТБ Елена Сахнова более пессимистична: рынок LCV сможет вернуться на уровень продаж этого года только к 2012 г., думает она, на следующий год его ждет 6–8%-ное падение, а в 2010–2011 гг. он будет постепенно выравниваться. На спрос будут влиять более и менее долгосрочные факторы – сначала недоступность кредитов и лизинга, а потом общеэкономический спад, который отрицательно повлияет на развитие транспорта и ритейла.

Будет экономический спад или нет – пассажиров и продукты все равно нужно будет возить, успокаивает руководитель автомобильной практики A.T. Kearney Евгений Богданов. А от кризиса систем кредитования и лизинга сектор LCV защищен лучше других: кредиты нужны для покупки легковых автомобилей, лизинг – грузовых, а LCV покупают за деньги, объясняет он. Рынок просядет на один-два месяца, и, если кризис не усугубится, ритейлеры и транспортники успокоятся и снова начнут тратить деньги. Впрочем, планы автопроизводителей в секторе LCV слишком оптимистичны, уверяет Богданов. По его прогнозу, к 2015 г. рынок постепенно вырастет не на 75%, а только на 55% (с 225 000 в 2007 г. до 350 000 в 2015 г.).