Долги – летом

Группа ГАЗ несвоевременно расплачивается с поставщиками. Некоторым она предложила подождать до середины 2009 г.

Группа ГАЗ

Автомобильный холдинг. Объединяет 18 заводов в России и Великобритании. Продажи – 210 419 легких коммерческих автомобилей, 40 034 легковых автомобиля, 15 773 грузовика, 22 344 автобуса, 4437 единиц строительной техники, 111 399 двигателей (2007 г., данные компании). Выручка – $6,22 млрд (2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $293,3 млн. Основной акционер – ОАО «Русские машины» Олега Дерипаски (61%).

Группа ГАЗ написала поставщикам, что испытывает проблемы с оплатой поставленных комплектующих, сообщили два поставщика (одно письмо есть у «Ведомостей»).

Письма разные, знает один из них: ГАЗ предлагает подождать с оплатой 1–2 месяца, просит о рассрочке платежа или обещает заплатить за поставленные детали летом 2009 г. Третьего поставщика ГАЗ, ссылаясь на тяжелое финансовое положение и большие товарные запасы, попросил о рассрочке накопленного долга и пообещал вовремя оплачивать текущие поставки. ГАЗ и до кризиса платил через 1–2 месяца после поставки, рассказал один из партнеров ГАЗа.

Получение писем подтвердил представитель группы «Сок» Дмитрий Румянцев: «Мы прекрасно понимаем, что проблемы, с которыми столкнулись в группе ГАЗ, являются проблемами всей отрасли, и <...> считаем, что стороны должны договариваться и находить компромиссное решение, что мы и сделали в процессе переговоров». О чем договорились ГАЗ и «Сок», он не рассказал.

Магнитогорский металлургический комбинат тоже получил письмо от ГАЗа, сообщил представитель компании: плату за металл задерживает и «АвтоВАЗ», но ГАЗ – в лидерах, компания может и прекратить поставлять ему металл. В НЛМК и «Северстали» от комментариев отказались, а источники, близкие к компаниям, подтвердили, что ГАЗ платит несвоевременно и просит об отсрочке. Сотрудник одной из компаний говорит, что ГАЗ просил снизить цены и обещал расплатиться во второй половине 2009 г.

Представитель группы ГАЗ Елена Матвеева письма не комментирует, но говорит, что программа сокращения оборачиваемости средств и снижения долговой нагрузки предусматривает в том числе согласование новых условий работы с поставщиками; антикризисные меры, подразумевающие также работу с дилерами и гибкое планирование производства, направлены на повышение прочности компании.

«АвтоВАЗ» соблюдает график оплаты, но небольшие задержки есть, говорит Максим Симонов, гендиректор сызранского «Пластика». Его слова подтверждают еще два поставщика «АвтоВАЗа».

ГАЗу в 2009 г. нужно отдать около $1 млрд, утверждает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Компания потратилась на проект Siber и завод Maxus, банки не готовы открывать новые кредитные линии, от «Базэла» денег не дождаться, и ГАЗ вынужден обращаться за помощью к поставщикам. Пора просить помощи у государства, как это сделал «АвтоВАЗ», считает Сахнова. Но ГАЗу предстоит отдать значительно меньше $1 млрд, напоминает Матвеева.