Хедхантеры забеспокоились

Отрасль поиска руководителей высшего звена ожидает больших перемен

Как стало известно «Ведомостям», на прошлой неделе главы крупнейших российских хедхантинговых компаний собирались для обсуждения ситуации в отрасли, сложившейся в результате мирового финансового кризиса. На встречу были приглашены представители Amrop Hever, Ward Howell, RosExpert, Heidrick & Struggles, Morgan Hunt, Pynes & Moerner, Egon Zehnder, TopContact и BoardSolutions.

«Мы хотели получить более полную картину того, что происходит на рынке», – сказал Федор Шеберстов, управляющий партнер Pynes & Moerner и инициатор встречи. По его словам, в октябре число заказов, пришедших в его компанию, сократилось вдвое по сравнению с апрелем 2008 г. Шеберстов склонен винить в этом панические настроения. Наем сократили даже компании, находящиеся в прекрасной с точки зрения финансов форме. Не дать себе и коллегам по цеху заразиться паникой от паникующих клиентов стало одной из задач собрания, отметил он.

ЖДУТ СПАДА

Каждый участник встречи рассказал, как он видит ситуацию и как собирается реагировать на кризис, рассказал Антон Дерлятка, управляющий партнер Ward Howell. Большинство хедхантеров в резком падении объемов бизнеса не признаются. Выручка российского Amrop Hever, возможно, и упала, но не больше чем на 5–10%, отметил Антон Стороженко, партнер российского офиса компании.

В Ward Howell консультанты загружены работой не меньше, чем в докризисные времена, говорит Дерлятка. В Heidrick & Struggles снижения объемов пока не наблюдают.

Российскому офису Heidrick & Struggles всего два года, рассказал Дмитрий Прохоренко, партнер Heidrick & Struggles. «Мы не успели сильно вырасти, поэтому нам не нужно принимать решения по серьезному сокращению издержек», – считает он.

Рынок должен претерпеть изменения, которые произошли бы и без кризиса, говорит Шеберстов. Роль поиска в структуре доходов хедхантинговых компаний снизится, зато возрастет роль услуг, которые до сих пор считались дополнительными, – например, оценка персонала, разработка компенсационных систем, развитие талантов.

«Наступает эпоха консолидации. Интегрировать организации лучше с помощью внешних консультантов, чем без них», – уверен Прохоренко.

Основных проблем Стороженко ожидает в I и II кварталах 2009 г. «Сейчас мы занимаемся выполнением ранее согласованных заказов, а к началу 2009 г. клиенты осознают уровень реальной потребности в персонале. Мы закладываем в планы снижение выручки на 25–30%, – говорит Стороженко. – Отрасли не избежать проверки на вшивость, или, если хотите, на профессионализм».

Принцип «давай, давай!», по которому работало большинство клиентов, уйдет в прошлое. Появится возможность думать, планировать, развиваться, более тщательно относиться к выбору поставщиков услуг.

Отрасль под прессом

Проблемы в отрасли начались уже в 2008 г. По данным Международной ассоциации консультантов по поиску персонала высшего звена, в III квартале 2008 г. совокупная выручка участников ассоциации (750 компаний из 46 стран мира) упала на 6,3%. Снижение доходов ощутили хедхантеры всех регионов мира, кроме Центральной и Южной Америки (см. графики).

«Мы быстро росли в 2008 г., поэтому 2009 год рассчитываем пройти без падения выручки», – говорит Шеберстов.

Прохоренко считает, что в худшем случае рост прекратится, но не исключает, что по итогам 2009 г. удастся увеличить показатели за счет предложения новых типов услуг.

Стороженко ожидает резкого усиления конкуренции между хедхантинговыми компаниями. На первый план выйдет не умение продавать, а качество оказываемых услуг, полагает он.

По его словам, кризис не сильно скажется на крупных хедхантинговых компаниях и бутиках (компании, состоящие из одного-двух консультантов и их помощников). Для бутика достаточно обслуживать хотя бы одного нормального клиента в квартал, говорит Стороженко. А вот компаниям, которые застряли посередине, придется туго. Именно от них Стороженко ждет демпинга. Не исключено, что в этом сегменте будут слияния и поглощения, говорит он.

В Москве работает несколько сотен рекрутинговых агентств. Выработать единую позицию не представляется возможным, говорит Дерлятка. Хедхантеры работают несогласованно. Переговоры c клиентом ведутся один на один, отметил Прохоренко. А договоренности с клиентом всегда важнее любых договоренностей с коллегами по цеху, вторит ему Шеберстов.