Выкуп акций: Водопроводчик Иван


Ветер с Запада сменился. Вместо грезившихся нам ласковыми либеральных веяний Россию остудил более привычный холодок месседжей о важности госприсмотра за экономикой. Президент Франции увидел крах Бреттон-Вуда, обличения пороков капитализма со стороны западных лидеров живой водой окропили регулятивные инстинкты российского чиновного класса.

Хотя 70 лет страна упражнялась в административном управлении экономикой, наши регуляторы привыкли орудовать инструментарием, больше похожим на набор водопроводчика из ЖЭКа. В их натруженных мускулистых руках плохо держатся инструменты тонких настроек развитой экономики. А они хоть и изящнее разводного ключа, но, если попадут к плохо обученному энтузиасту госнадзора, могут причинить не меньшее членовредительство.

Выкуп акций государством с фондового рынка выглядит своевременной медицинской мерой. Но у тех ли отрезают и туда ли пришивают?

Сначала разберемся в анамнезе.

Фондовые пузыри всегда вскакивают на теле рыночной экономики. Набухают при проявлении контуров положительных обратных связей «цены растут – инвестиции в покупку инструментов сверхрентабельны – спрос на инструменты растет, а предложение падает – цены растут». Но когда источники средств для дополнительных инвестиций исчерпаны и конъюнктура стабилизируется, любой внешний шок провоцирует снижение цен. Положительная обратная связь начинает работать в противоположную сторону. Пузырь сдувается. Если относительно плавно и крупных жертв и разрушений не наблюдается, апологеты свободного рынка рассуждают о его целительной невидимой руке, если резко лопается, как сейчас, МВФ сетует, что государство недосмотрело и недоконтролировало.

Рождение контуров положительных обратных связей генерируется сверхрентабельностью игры на повышение или понижение. Спекулянты в этом казино выигрывают всегда, потому что это их казино. На их празднике жизни в минусе владельцы сбережений, заемщики – предприятия реального сектора и государство. У государства есть способы снизить для себя риски в чужой игре, сформировав механизм сдерживания пузырей. Например, ввести временное обязательное резервирование части средств инвесторов при покупке ценных бумаг. Этот резерв должен депонироваться в банке, а он в свою очередь – депонировать его на специальном счете в ЦБ.

Есть и другие инструменты, но в нашем наборе водопроводчика всех их не оказалось, поэтому регулятору теперь приходится периодически выключать свет в казино и приостанавливать торги, дело дошло до выкупа акций. Сейчас ломаем голову: рассматривать ли его как первую стадию формирования новой парадигмы рыночного регулирования? Или, напротив, как ренессанс дирижизма, история которого сплошь состоит из провалов государства, опасных для экономики, как и провалы рынка?

Ответ, как водится, в деталях.

Во-первых, надо определить желательный для государства уровень поддержки фондового рынка и не страдать навязчивой идеей вернуть докризисные максимумы накачкой экономики дешевыми деньгами, ибо это значит желать продления существования пузырей. Не бином Ньютона: ипотека в России не развита и кредитов subprime нет, акции российских компаний были недооценены и до кризиса, так что минимальный уровень их поддержки вполне можно отсчитывать с начала «ипотечного кризиса». То есть с июля 2007 г., когда среднемесячные цены нефти Urals впервые пробили порог $70 за баррель и индекс РТС колебался в диапазоне 1912–2091 пункт. Это коридор, куда надо отрасти от нынешнего падения, однако при этом вовсе нет необходимости подстегивать рост индекса до максимума – 2488 пунктов 19 мая 2008 г.

Во-вторых, как и когда выкупать акции и когда продавать? С полугосударственными компаниями более или менее ясно. Выкупать при падении стоимости акций ниже среднемесячных цен июля 2008 г. И больше не продавать.

А вот с частными проблема требует более сложного решения. Выкупать не должны чиновники в госбанках. Лучше использовать механизм частно-государственного партнерства. Долгосрочные целевые кредиты (пропорционально собственному капиталу) на приобретение акций должны получить банки как наиболее контролируемые государством финансовые институты. Кредит может автоматически пролонгироваться при соблюдении банком экономических нормативов и при фондовом индексе ниже трендового ориентира. Возврат кредитов следует проводить с рассрочкой, чтобы не провоцировать резких обвалов чистого спроса на акции. При этом банки могут продавать одни акции и покупать другие, т. е. пусть работают рыночные технологии.

Тогда сама собой испарится идея вбухивать триллионы рублей для восстановления фондового рынка. Вот закачали огромные средства в три госбанка для спасения остальной банковской системы. А они, получив шальные деньги, стали банковскую систему и экономику гробить. Когда снизошла благая весть о выделение матпомощи государства, обнадеженные бизнесмены хлынули к уполномоченным по раздаче. Обежали по кругу, но многим везде ставили одну и ту же пластинку. Разводили руками: ну, у нас еще нет методики, кому давать деньги и кого выкупать. «И вообще, вы же понимаете, это не наши деньги», – и многозначительно устремляли взор к потолку. А когда понурый соискатель господдержки плелся к дверям, вслед ему вкрадчиво: а вы активы какие-нибудь не хотите продать?

Случай-то медицинский, зачем опять позвали водопроводчика?.