Компания недели: «Уралкалий»


Дмитрий Рыболовлев – главный акционер «Уралкалия» (65,5%) не прогадал с выбором объекта инвестиций. В 2000 г., когда бизнесмен собрал контрольный пакет предприятия, оно добывало почти 4 млн т калия в год (в 2007 г. – 5,1 млн т). Прибыль компании росла вместе с ценами на калий. При этом компания платила щедрые дивиденды. Первым в отрасли «Уралкалий» решился на IPO: в октябре 2006 г. компанию оценили в $4,3–5,2 млрд. Но размещение перенесли – продавцов не устроила цена. А спустя две недели на одном из старейших рудников компании в Березниках произошла авария. Шахты затопило, на поверхности образовалась воронка. В зоне риска оказались железнодорожная ветка, ТЭЦ и поселок.

Тогда казалось, что из-за аварии «Уралкалию» долго будет не до IPO, а его акционерам – не до дивидендов. Но комиссия Ростехнадзора главной причиной аварии назвала «ранее неизвестную геологическую аномалию», и «Уралкалию» не пришлось даже платить штрафы. Предполагалось, что за восстановление инфраструктуры заплатит государство, РЖД и лишь небольшую долю – «Уралкалий» (вместе с другими пользователями железнодорожной ветки). И сразу после аварии компания выплатила акционерам почти всю прибыль за девять месяцев 2006 г. – 3,4 млрд руб. А уже в 2007 г. провела IPO на LSE. Тогда она стоила $7,4 млрд, в начале этого года – $15,8 млрд, а вчера – только $2,3 млрд. За несколько дней компания подешевела в три раза. Причина – в поручении вице-премьера Игоря Сечина провести повторное расследование причин аварии, выявить виновника и подсчитать ущерб. Если претензии будут включать в себя только 14,7 млрд руб., которые надо потратить на железную дорогу, ТЭЦ и переселение жителей, компания справится. Но, возможно, ей придется заплатить и за 120 млн т потерянных запасов. Как считать потери – неизвестно. По оценке аналитиков ВТБ, при самом плохом раскладе они составят $20 млрд. Это поставит под угрозу существование «Уралкалия» и, очевидно, даст возможность сменить собственника.

Рыболовлев не отдал «Уралкалий», даже проведя год в сизо. «Бизнес и страх – несовместимые вещи <...> нужно быть абсолютно уверенным: что бы ни произошло, ты своего не отдашь!» – говорил он в интервью «Ведомостям» в 2006 г. Но раньше, по признанию Рыболовлева, ему приходилось сталкиваться с криминалом, теперь же уступать актив, возможно, придется государству.