Особое мнение: В чем смысл прогресса


Когда-то давно попалась мне в журнале любопытная карикатура. Рисунок был поделен пополам. С одной стороны изображались русская печка, ухват, кочерга, набор чугунков, сковородки, ножи и ложки. Подпись гласила: «Русская кухня XVII–XIX вв. Время приготовления обеда на четырех человек – 50–60 минут». На правой части рисунка были современный кухонный комбайн, шикарная плита, миксеры, тостеры, блендеры, СВЧ и т. д. И подпись: «Современная кухня. Время приготовления обеда на четырех человек – 1–1,5 часа». Сверху автор ехидно интересовался: «Ну и в чем смысл научно-технического прогресса?»

Воспитанные на братьях Стругацких, «Технике молодежи» и передаче «Очевидное – невероятное», мы воспринимаем прогресс только позитивно. Он, мол, делает нашу жизнь лучше. Благородная цель «прогрессоров» проста и понятна: дать человеку время и возможности для самореализации.

Интересно, насколько мечты совпадают с реальностью? Как-то исследовали мы перспективы новых форм цифрового ТВ. То есть когда вы задаете в «умном» ТВ-ящике профили всех членов семьи и настраиваете весь поступающий контент под них. Любите вы, к примеру, Джулию Робертс – ваш телевизор сам найдет на следующей неделе все фильмы и передачи с ее участием и составит персональную ТВ-программу. И так далее.

Объясняю я это респонденту, задаю свои вопросы. И вдруг получаю встречный вопрос: «Подождите, а он может блокировать определенные программы для разных членов семьи»? – «Разумеется». – «О! Фиг теперь Васька эти японские мультики увидит!». Бедный сын Вася! Любил после школы смотреть фантастические аниме. Но каков отец! Вместо того чтобы вожделеть прогрессивного развития, первым делом придумал, как применить новые технологии для введения ограничений внутри семьи.

Дальше больше – вообразим себе интерактивные теленовости. Представьте, что вы можете выбирать, какие новости в выпуске будете смотреть. Задумано это как экономия времени: если вы, скажем, следите за этапами «Формулы-1», система гарантирует, что вы не пропустите ни одной новости на эту тему. Классно? Отнюдь. «Ой, здорово! – радовались респонденты. – Теперь не узнаем, где там самолет упал». То есть вместо того чтобы расширять горизонты, люди стремятся их сузить. Использовать научно-технический прогресс не для развития, а чтобы не знать ничего «лишнего».

Задача маркетинга в увеличении прибыли, а не улучшении жизни потребителя. Да и что он сочтет улучшением? Не наше дело. Мы должны просто встраивать свои товары и услуги в жизнь человека. И лучше воспринимать это максимально трезво. Чем приземленнее и утилитарнее вы объясните пользу своего супертехнологичного ноу-хау (да хоть ТВ высочайшей четкости), тем вернее вас поймут и оценят.