Отобрали плюс

Вчера агентство Standard & Poor’s понизило долгосрочный кредитный рейтинг России с ВВВ+ до ВВВ. Прогноз все равно «негативный»

S&P также снизило оценку компаний, рейтинг которых был на уровне суверенного (см. врез). Но сильнее всего от снижения рейтинга, по мнению аналитиков «ВТБ капитала», пострадают компании, рейтинг которых по шкале S&P был на первой ступени инвестиционного уровня (ВВВ-): «Газпром нефть», «Лукойл», «Норникель», НЛМК, «Роснефть», «Русгидро» и Газпромбанк. Они могут стать «падшими ангелами» – компаниями, потерявшими рейтинг «инвестиционного уровня».

Теперь он находится в двух шагах от инвестиционного уровня, открывающего доступ к деньгам консервативных инвесторов, например пенсионных фондов. Прогноз рейтинга остался «негативным». До этого девять лет суверенный рейтинг России только рос – в последний раз его снижало S&P в январе 1999 г. до уровня SD (selective default) после дефолта по ГКО.

«Снижение рейтинга отражает риски, связанные с резким уменьшением валютных резервов и других инвестиционных потоков, что привело к росту издержек и трудностям с удовлетворением потребностей страны во внешнем финансировании», – говорится в комментарии S&P.

Международные резервы России с августа сократились с $583 млрд до $455 млрд. Это 74% необходимого внешнего финансирования 2009 г.

По оценке S&P, если в ближайшее время цены на нефть не восстановятся, на покрытие бюджетного дефицита и рекапитализацию банков в 2009–2010 гг. понадобится около 14% средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. С июльского максимума – $142,5 за баррель – цена на Urals опустилась до $39,54. По оценке Unicredit, с 8 августа из-за войны с Грузией и сложной ситуации на глобальных рынках капитала инвесторы вывели из России по меньшей мере $190 млрд. Российское правительство обещает выделить на преодоление последствий кризиса более $200 млрд, в том числе $86 млрд – на помощь банковской системе, пострадавшей от вывода средств инвесторами.

«Со стороны S&P это был ожидаемый шаг, поскольку к России у них отношение агрессивно-негативное, – сказал Thomson Reuters председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин. – Думаю, что другие агентства в ближайшем будущем воздержатся от подобного».

S&P всегда консервативно подходило к оценке России. Оно последним из трех ведущих агентств присвоило России «инвестиционный» рейтинг и единственное из «тройки» в октябре понизило прогноз. По шкале Fitch наш рейтинг находится на отметке ВВВ+ с «негативным» прогнозом, по шкале Moody’s – на Ваа1 с «позитивным». Оба агентства отказались обсуждать возможное изменение рейтинга России.

«Негативный прогноз отражает вероятность дальнейшего снижения [рейтинга], если банковский кризис и внешние факторы продолжат ослаблять бюджет и пока еще обширный арсенал ликвидных активов на фоне ухудшающихся фундаментальных показателей», – отмечено в заявлении S&P.

Этого может и не случиться, говорит старший экономист по развивающимся рынкам UBS Клеменс Грейф. «С точки зрения экономики у России не так уж много проблем и, безусловно, нет необходимости понижать страновой рейтинг, – сказал он Thomson Reuters. – Но большая проблема в том, что подробности правительственной помощи очень неопределенны». Вопрос в том, как к этому относиться, добавляет он: либо доверять действиям правительства, либо подозревать, что на заднем плане происходит что-то нечестное.

Фондовый рынок не отреагировал на понижение рейтинга (см. статью на стр. Б5).