Дженнифер Грэнхолм: «Я угодила в центр бури», - Дженнифер Грэнхолм, губернатор штата Мичиган

Чтобы спасти автопроизводителей Детройта, Дженнифер Грэнхолм учила глав автоконцернов, как просить помощи у государства, пыталась по неофициальным каналам давить на Барака Обаму и заказала для нужд штата 1600 машин местных производителей

Автомобильные заводы Мичигана добились поддержки государства. Но политической карьере Грэнхолм это не помогло. Несмотря на близость к советникам Обамы, она так и не получила кресла в его кабинете. Хотя в ноябре ее называли одним из претендентов на пост руководителя по вопросам автоиндустрии, который будет контролировать государственную помощь автозаводам.

Теперь губернатор полностью отдала себя экологии. На днях она объявила, что Dow Corning Corp инвестирует $1 млрд в производство в Мичигане компонентов для солнечных батарей. Оно создаст 600 новых рабочих мест. «За весь день – ни одного упоминания об автомобилях!» – отметил один из ее помощников.

Противники считают ее скорее шоуменом, чем трудягой от политики. По словам представителя республиканского большинства в сенате Мичигана Майка Бишопа, «Грэнхолм больше нравится быть губернатором, нежели управлять штатом». «Даже когда она боролась за наше выживание, было ясно, что она – «хромая утка» (ее полномочия истекают в 2010 г.), все мысли которой занимает собственное политическое будущее», – добавляет топ-менеджер одного из автогигантов. Согласно проведенному в этом году университетом Мичигана опросу, только 20% населения считает, что губернатор «отлично» или «хорошо» справляется со своими обязанностями.

Начиналось ее восхождение весьма успешно. В 1998 г. она стала главным прокурором штата, в 2002 г. – первой женщиной – губернатором Мичигана и, по ее выражению, «угодила в центр бури». Мичиган переживает экономический кризис. С 2000 г. промышленность штата сократилась на 40%. В штате самый большой уровень безработицы в США – около 10%.

Ее попытки развивать альтернативные источники энергии привлекли внимание Обамы во время предвыборного турне по штату Мичиган. Оба политика встретились, чтобы обсудить, как перестроить опустевшие заводы под выпуск экологичных машин и оборудования. Грэнхолм оказала большую услугу Обаме, подготовив кандидата на пост вице-президента от демократической партии Джозефа Байдена к дебатам с Сарой Пэйлин – в учебных дебатах она играла роль губернатора Аляски. На октябрьской пресс-конференции, где Обама представил общественности дюжину своих советников, Грэнхолм удостоилась чести сидеть непосредственно рядом с новым президентом США. По другую руку сидел экс-глава ФРС Пол Волкер.

По словам нескольких высокопоставленных чиновников Детройта, Грэнхолм обещала главам автокомпаний, что Обама, став президентом, поддержит жизнеспособные автозаводы. Но слабое выступление автопроизводителей на слушаниях в сенате спутало все расчеты. Этот разгром Грэнхолм наблюдала по телевизору в Иордании, где пыталась убедить короля Абдуллу инвестировать в ее штат. Она прервала визит и ночным рейсом вылетела из Аммана в Вашингтон. Едва заехав в отель и приняв душ, она немедленно ринулась в кабинеты Капитолийского холма и офис Обамы, убеждая возобновить переговоры о спасении автопрома. Она требовала от руководства автозаводов извиниться за производство потребляющих много бензина машин и объявить о программах по выпуску электромобилей.

Она беспрестанно звонила и посылала письма по электронной почте и была достаточно несдержанна, переубеждая автопроизводителей Детройта, вспоминает председатель совета директоров Ford Билл Форд.

Конгресс не принял антикризисный пакет для автопроизводителей. Но правительство выделило им $17,4 млрд. Грэнхолм оптимистично смотрит на будущее автопрома. На днях она приобрела 100 акций автокомпаний, чтобы подарить их на Рождество своим трем детям.