Ставка не сыграла


Рынок сейчас похож «на серию землетрясений с постоянно меняющимися эпицентрами», сетовал гендиректор Deutsche Bank Йозеф Аккерман. В 2008 г. Deutsche Bank получил первый за послевоенное время годовой убыток – 3,9 млрд евро ($5 млрд).

Одним из «эпицентров» для банка оказался бизнес по торговле ценными бумагами на его собственные деньги. Им руководил 35-летний Боаз Вайнштайн, в 16 лет ставший «пожизненным мастером» в шахматах, в 20 лет – асом блэкджека, а в 24 года – трейдером по деривативам в Deutsche Bank. Свой отдел Вайнштайн назвал «Саба», что на иврите означает «мудрость предков». В 2006 г. «Саба» заработал $900 млн чистой прибыли, в 2007 г. – $600 млн, а сам Вайнштайн зарабатывал по $40 млн в год. За семь лет отдел Вайнштайна получил убыток лишь в четырех кварталах.

В свою команду Вайнштайн старался брать трейдеров, разделяющих его любовь к азартным играм. Как, например, Бина Вана, в 2005 г. занявшего 34-е место во всемирном чемпионате по покеру (WSOP). В 2005 г. сам Вайнштайн выиграл в покер Maserati на турнире, который спонсировала Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта. В том же году один из русских коллег уговорил Вайнштайна провести шахматную партию вслепую – стоя спиной к шахматной доске. Эту партию пришли смотреть более 100 сотрудников Deutsche Bank, некоторые делали ставки. Для выигрыша Вайнштайну хватило два часа. Несколько раз в год Вайнштайн с трейдерами Deutsche Bank, учившимися в Технологическом университете Массачусетса, летали в Лас-Вегас играть в блэкджек.

Инвестстратегия Вайнштайна основывалась на разнице стоимости разных инструментов одной и той же компании. Если он считал, что бонды компании недооценены по сравнению с ее же акциями, он играл на повышение бондов и одновременно на понижение акций. В 2005 г. он пытался применить такую стратегию к бумагам General Motors, но случилось непредвиденное. Миллиардер Керк Керкорян сделал предложение GM, после которого ее акции резко подорожали. А еще через несколько дней кредитные агентства снизили рейтинг долговых инструментов GM. Тем не менее Вайнштайн с подачи Вана продолжал играть на повышение бондов GM и в течение года получил по этим сделкам неплохую прибыль.

В начале 2007 г. Вайнштайн сделал ставку на увеличение спрэда доходности краткосрочных и долгосрочных ставок. Эта стратегия начала приносить плоды в сентябре 2007 г., когда Федеральная резервная система США начала краткосрочные ставки понижать. В начале 2008 г. фортуна была наиболее благосклонна к Вайнштайну – позиции «Саба» достигали $30 млрд, капитал – $10 млрд без учета сделок, которые она проводила для клиентов Deutsche Bank.

Но расчет Вайнштайна на то, что кризис усугубляться не будет, не оправдался. Если в начале сентября его отдел надеялся завершить год в плюсе, то после национализации Freddie Mac и Fannie Mae, банкротства Lehman Brothers и сделки между Merrill Lynch и Bank of America рухнули и котировки акций, и стоимость облигаций банков. Отдел риск-менеджмента Deutsche Bank велел Вайнштайну закрыть практически все позиции, и только в IV квартале убыток «Саба» составил $6,2 млрд, а по итогам года – $1,8 млрд.

На прошлой неделе Вайнштайн уволился из Deutsche Bank с намерением открыть собственный хедж-фонд, который будет называться «Саба».