Не объединятся

На базе «Норникеля» пока не будет создано никаких холдингов. Таков итог встречи совладельцев компании Олега Дерипаски и Владимира Потанина с президентом Дмитрием Медведевым

Речь вновь шла и о возможности госзакупок металлов, добавили источники из окружения бизнесменов, но один из главных итогов встречи таков: объединенного горнодобывающего холдинга на базе «Норникеля» (UC Rusal и Потанин владеют контрольным пакетом) не будет. В условиях кризиса «Норникель» необходимо оставить в покое: компания генерирует достаточный денежный поток, у нее сравнительно небольшой долг ($6 млрд), решать за ее счет проблемы других компаний было бы неверно, объясняет источник, близкий к «Норникелю». Вдобавок частные акционеры компаний так и не смогли договориться о схеме объединения, говорит другой источник.

Не навреди. Олег Дерипаска

об объединении «Норникеля» и «Русала». «Норникель» – качественная, высокодоходная компания, у которой около 50% составляет free float. Поэтому любые неосторожные действия уничтожают доверие акционеров. Должны быть ясные процедуры, точная оценка... 21 февраля

Президент Медведев провел вчера встречу с гендиректором «Норникеля» Владимиром Стржалковским, Олегом Дерипаской (гендиректор UC Rusal) и Владимиром Потаниным, рассказали «Ведомостям» источники из окружения бизнесменов. Встреча продолжалась около 40 минут, сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова: обсуждались вопросы поддержки металлургической отрасли и защиты интересов работников предприятий.

Идея создать на базе «Норильского никеля» российский BHP Billiton впервые прозвучала в январе на встрече Потанина, Дерипаски и Алишера Усманова (владельца «Металлоинвеста») с президентом Медведевым. Он попросил в течение двух недель доложить ему о результатах, но с тех пор прошло уже полтора месяца.

Первое предложение сделал именно Усманов. Его суть сводилась к следующему: объединить «Металлоинвест» и «Норникель» в холдинг с 25%-ным госучастием – госдоля возникала после погашения государством $10–12 млрд долгов компаний. Усманов и партнеры получили бы в этом холдинге 27,8% акций, UC Rusal и Потанин – по 12,5%.

Последних это не устроило, и они выдвинули собственные схемы. Их было несколько. Сначала кроме «Норникеля» и «Металлоинвеста» они предложили включить в объединенный холдинг Evraz Group, «Уралкалий», «Мечел», «ВСМПО-ависму». Государство в лице «Ростехнологий» в нем также за долги должно было получить 25% акций. Потом схема видоизменилась: вместо «Мечела» и Evraz Group в нем появились «Русснефть» и «Распадская». Частные акционеры во всех этих схемах получали примерно одинаковые доли. Акционеры «Норникеля» особо не скрывали, что основная цель этих переговоров – помешать предложению Усманова, которое лишало их контроля над компанией.

Усманов через представителя передал, что спокойно относится к тому, что акционеры «Норникеля» отказались от идеи создания объединенного холдинга. В интервью «Ведомостям» он говорил, что «Металлоинвест» будет развивать сотрудничество с «Ростехнологиями».

Представители «Интерроса» (компания Потанина), Дерипаски и «Норникеля» от комментариев отказались.

Это отличная новость, отмечает аналитик Deutsche Bank Ольга Окунева: слияние компаний скорее было необходимо акционерам, чтобы решить проблемы с долгами.